О лесоустройстве и не только…

Экспертное мнение по вопросам лесоустройства, о его значении для лесной отрасли, а также о состоянии лесного комплекса Дальневосточного региона высказал директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» Александр Роальдович Метлов.

Лесоустройство – основа основ ведения лесного хозяйства, имеющая такое же значение для успешного выращивания леса, какое в сельском хозяйстве имеет агрономия. Все знают, что пшеницу или картошку надо сначала вырастить, а потом приготовить к употреблению, но не все понимают, что давно прошли те времена, когда можно было неограниченно пользоваться продуктами леса, не заботясь об их воспроизводстве. Известно, что в странах с высоким уровнем ведения лесного хозяйства (США, Канада, Швеция, Финляндия) применяются удобрения при выращивании лесов.

Если в период изобилия лесов лесной комплекс представлял собой единственно заготовку и переработку древесины, то по мере роста населения и истощения лесных богатств все большую долю в стоимости каждого кубометра древесины стал приобретать человеческий труд по разведке запасов леса, охране лесов от воровства и пожаров, восстановлению леса желательными породами, рациональному отпуску леса в рубку.

Лесное хозяйство как поставщик сырья – неотъемлемая часть лесного комплекса, а ведение лесного хозяйства невозможно без лесоустройства.

Что есть лесоустройство? Лесоустройство – это, прежде всего, приведение лесов в известность, ибо нельзя хозяйствовать, не зная, чем ты располагаешь, в каком количестве, какого качества и в каком месте. Вся территория в ведении какого-то предприятия разделяется на лесные кварталы, внутри которых выделяются и получают описание однородные участки лесов и не покрытых лесом земель. Результатом изыскательской части лесоустройства являются лесные карты, содержащие данные о породах и группах возраста лесных ресурсов, таксационные описания и различного рода ведомости, дающие сводную характеристику лесного фонда.

Проектную часть лесоустройства составляет, во-первых, назначение мероприятий по улучшению состояния лесов и повышению их продуктивности, а также использованию их полезностей. В перечень забот любого лесничего, действующего в соответствии с проектом лесоустройства, обязательно входят организация охраны лесов от пожаров, вредителей и болезней, незаконной рубки; посадка леса, проведение рубок ухода за ценными породами деревьев, своевременная уборка погибших лесов, наконец, определение мест и способов рубки спелого леса с целью заготовки древесины.

Важная составная часть проекта – расчет допустимого ежегодного объема изъятия лесных продуктов с условием обеспечения непрерывного, рационального и неистощительного пользования.

Заканчивается классическая схема лесоустройства сравнением расходов и доходов лесного хозяйства, что в конечном счете больше всего должно интересовать хозяина лесов, оплатившего проведение лесоустроительных работ.

Хозяином (собственником) лесов на землях лесного фонда (на Дальнем Востоке 97% всех лесов) в России согласно Лесному кодексу является государство. На сегодняшний день государство отказалось от налаженной системы периодического устройства всех лесов страны и отпустило это дело на «волю волн» в надежде, что арендаторы лесов сами определят необходимость лесоустройства своих участков и сами его оплатят. В аренду с целью заготовки древесины переданы на Дальнем Востоке 10% площади всех лесов (правда, в Приморском крае около 50%). Каким образом предполагается ведение хозяйства на территории лесов вне аренды, составители кодекса не подумали.

Поскольку лесоустройство – дело недешевое, изредка крупные арендаторы лесов решаются обновить сведения о своих лесах наименее затратным способом – актуализацией материалов последнего лесоустройства на основе дешифрирования космических снимков, небольшие предпочитают обходиться старыми материалами. Да и зачем тратиться, если ставится задача выпилить и продать товарный лес в короткий срок. Привлечение рекомендаций лесной науки может потребоваться только для организации постоянно действующих предприятий.

Надо сказать, по мере устаревания информации о лесах, собранной в советский период, необходимость возрождения лесоустройства начинает все более осознаваться органами государственной власти регионального и федерального масштаба. Без лесных карт и таксационных описаний как минимум становится затруднительным просто вести заготовку древесины, не говоря уже о ведении правильного долговременного хозяйства. Органы государственной власти субъектов РФ, которым переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, предоставляя лесные участки в аренду, часто имеют смутное представление об их характеристике, делают ошибочные расчеты арендной платы, а арендатор вынужден брать «кота в мешке». Сигнал о неблагополучии в этой области дошел до депутатов Государственной Думы, о чем свидетельствует одна из последних поправок, внесенных в статью 83 Лесного кодекса, передающая органам государственной власти субъектов РФ, кроме прочих, полномочия по проведению лесоустройства на землях лесного фонда. Теперь следует ожидать выделения на эти цели субвенций из федерального бюджета.     Теперь о Лесном кодексе, принятом в 2006 году. Принятие этого документа привело к полному развалу лесного хозяйства и открыло ворота разграблению лесов. В результате:

– по сути, окончательно упразднена лесная охрана в стране. Свою ненужность ощутили 70 тыс. лесников-обходчиков. Это немедленно обернулось большими объемами незаконных рубок и катастрофическими лесными пожарами;

– планомерное периодическое устройство всех лесов низведено до услуги по воле договаривающихся сторон при сохранении федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда (97% площади). Результатом такого нововведения должно стать, в конце концов, полное устаревание информации о лесах и невозможность управления лесным хозяйством. Отменив государственное лесоустройство, законодатели не подумали, откуда же органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные в области лесных отношений, возьмут сведения о лесных ресурсах при ведении государственного лесного реестра (впервые введенная новым кодексом государственная инвентаризация лесов не заменит лесоустройства и не даст сведений для заполнения форм лесного реестра);

– в основу использования лесов положена аренда, а не аукционная продажа участков спелого леса. Продавая с аукциона лес на корню для заготовки древесины, государство имело бы в 20–30 раз больше дохода, считает член-корреспондент РАСХН, профессор СПбНИИЛХ и заслуженный лесовод России И.В. Шутов;

– рубка спелых лесов с целью заготовки древесины разрешена теперь практически везде, даже в заповедниках. Кто-нибудь верит, что здесь невозможны злоупотребления?

– из кодекса удалено понятие о лесном хозяйстве, но делается упор на освоение и использование лесов. Проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов взамен ведения лесного хозяйства на участках, предоставленных в аренду, возложено на арендаторов, которые чаще всего не являются специалистами по лесу;

Лесное хозяйство России, как практика охраны, воспроизводства и отпуска леса, находится в стадии деградации. Более подробно о современном состоянии дел в лесном хозяйстве страны можно узнать, прочитав статью руководителя Лесного форума Гринпис России Алексея Ярошенко под названием «В фазе непрерывного нарастания деградации» в 57-м номере «Лесной газеты» за 2 августа текущего года.

01.10.2011, 7109 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00