Главная Публикации Отрасли Промышленность Промышленное производство в Хабаровском крае: текущая ситуация

Промышленное производство в Хабаровском крае: текущая ситуация

Основу экономики Хабаровского края составляет достаточно диверсифицированное промышленное производство, включающее комплекс оборонно-промышленных предприятий. В крае производится основная доля машиностроительной и металлообрабатывающей продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь объем стали и стального проката Дальневосточного региона. Рассматривая в преддверии юбилея показатели, характеризующие развитие региона, мы вполне логично решили отдельно проанализировать работу промышленной сферы его экономики.

Свои вопросы мы адресовали Сергею Ивашкину, исполняющему обязанности заместителя председателя правительства края – министра промышленности и транспорта Хабаровского края.

– Сергей Иванович, вы могли бы из представленных в крае видов обрабатывающих производств выделить основные?

– Ведущим, на долю которого приходится свыше 50% всей промышленной продукции, является производство транспортных средств. Объемы производства по итогам 8 месяцев 2013 года по этому виду деятельности составили 107,1% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

Значительная роль в промышленном производстве отводится предприятиям оборонного комплекса, располагающим наиболее современными технологиями и высококвалифицированными кадрами. В условиях ограниченного государственного оборонного заказа на этих предприятиях принимаются меры по формированию программ за счет производства гражданской продукции, перепрофилированию части мощностей под эти цели, проводится активная работа по привлечению экспортных заказов на поставки оборонной продукции. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса края в 2013 году увеличился в 1,3 раза государственный оборонный заказ.

Большое значение для предприятий имеет выполнение экспортных контрактов, выполняемых в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. За последние годы экспортные заказы были размещены в филиале ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ФКП «Амурский патронный завод «Вымпел» и ряде других. И хотя указанных заказов недостаточно для обеспечения устойчивой работы предприятий, они до настоящего времени способствуют сохранению уникальных производств и кадрового потенциала оборонного комплекса.

– А если рассуждать с точки зрения наиболее перспективных приоритетов?

– Это два направления – авиа- и судостроение. Предприятия этих отраслей задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности.

«КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» – наиболее динамично развивающееся предприятие края, выпускающее самую современную авиационную технику для Министерства обороны России и зарубежных стран.

Государственной программой вооружения РФ предусматривается закупка новых типов боевых самолетов для ВВС России. Среди них многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35С, на сегодняшний день это самая современная модель самолетов фронтовой авиации. Этот самолет призван укрепить лидирующие позиции России в области боевых авиационных комплексов.

Другим перспективным направлением деятельности предприятия является производство самолета пятого поколения по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50)». Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности позволяют значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям. Первые образцы самолета Т-50 проходят испытания с 2010 года.

Программа по созданию семейства российских гражданских региональных самолетов «Сухой Суперджет 100» (SSJ-100) в настоящее время является приоритетным проектом ОАО «Компания «Сухой» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

Самолеты создаются в широкой международной кооперации. Всего в программе по созданию самолетов SSJ-100 принимают участие более 30 ведущих мировых авиастроительных компаний-поставщиков систем, комплектующих и составных частей самолета. Кроме этого, договоры на поставку материалов по этому самолету заключены с более чем 20 предприятиями России. Первые серийные самолеты поступили заказчикам в 2011 году. Производственной программой на 2013 год предусмотрен выпуск 26 авиалайнеров.

На судостроительных заводах края: ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «Хабаровский судостроительный завод» выполняются мероприятия в соответствии с Концепцией развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

ОАО «Амурский судостроительный завод» является центром подводного и надводного кораблестроения на Дальнем Востоке. Предприятие располагает необходимыми производственными мощностями для выполнения государственных контрактов на постройку кораблей для Военно-Морского флота страны и на экспорт.

Завод ведет строительство корветов – многоцелевых сторожевых кораблей ближней морской зоны. Кроме военного судостроения, на заводе в 2010 году началось строительство многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса проекта MPSV-06 мощностью 7 МВт по заказу Минтранса России и двух судов снабжения для работы с полупогружными плавучими буровыми установками (ППБУ) проекта 22420 по заказу ООО «Газфлот».          

Специализацией ОАО «Хабаровский судостроительный завод» является строительство буксирных судов, скоростных кораблей и катеров, в том числе десантных кораблей на воздушной подушке.

В условиях недостаточной загрузки производства военными заказами ОАО «Хабаровский судостроительный завод» с 2011 года приступил к строительству пассажирских судов: скоростного судна глиссирующего типа проекта А45-2, предназначенного для перевозки 100 человек со скоростью более 70 км/ч на расстояние до 600 км по внутренним водным путям. Суда этого проекта в перспективе должны заменить морально и физически устаревшие суда на подводных крыльях «Метеор». Кроме того, ведется строительство двух пассажирских судов на воздушной подушке вместимостью 30 и 50 человек.

– Сегодня важной задачей для промышленных предприятий края стоит модернизация производств на основе передовых технологий.

– По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал в промышленном производстве края составил 110,0% к уровню 2011 года. В 2013 году объем инвестиций ожидается в размере 110,7% к уровню 2012 года.

Мероприятия по модернизации производств предприятиями проводятся за счет собственных средств и финансирования из федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2013 годы и на период до 2020 г.».

В 2012 году объем освоенных предприятиями средств по ФЦП составил 192% к уровню 2011 года. В 2013 году объем финансирования из федерального бюджета ожидается на уровне 2012 года.

Наибольший объем инвестиций в развитие производственных мощностей традиционно осуществляется в авиа- и судостроении.

«Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом им. Ю.А. Гагарина» реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности производства, развитию информационных технологий, обновлению станочного парка, реконструкции гальванического производства и центральной заводской лаборатории. Осуществляется оплата лизинговых платежей за поставленное ранее оборудование.

Объем инвестиций на освоение серийного производства регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100» в Комсомольском филиале ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и КнААЗ им. Ю.А. Гагарина в 2012 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом.

На Хабаровском судостроительном заводе продолжаются работы по техническому перевооружению корпусообрабатывающего производства и судоспусковых устройств на грузоподъемность до 2000 тонн, проводятся работы по реконструкции производства и обновлению станочного парка под выпуск новых типов судов.

Несмотря на сложное финансовое положение, Амурским судостроительным заводом в 2012 году установлено новое оборудование на 200 млн рублей – за счет собственных инвестиций и средств от льготы по налогу на имущество, предоставленной предприятию правительством края (63 млн рублей). Завод продолжает работы по созданию участка изготовления стеклопластиковых конструкций, модернизации и реконструкции стапельного и сборочно-сварочного производств.

ОАО «Дальхимфарм» продолжает техническое перевооружение для увеличения объемов производства. Предприятием в 2012 году завершены работы по переводу на природный газ котельной и ампульного цеха, проведен монтаж нового таблетпресса, расширен виварий и приобретено новое оборудование. В 2013 году предприятие продолжает проводить планомерную модернизацию производства.

«Дальэнергомаш» совместно с немецкой фирмой «Херманн-Равема» прорабатывает проект по модернизации производства под выпуск новой продукции. Заводом ведется разработка новых моделей газоперекачивающих агрегатов, изготавливаются модернизированные турбины высокого давления для крупных предприятий химической промышленности.

По заказу испанской компании «Альварес Реноваблес/Есиса» «Дальэнергомаш» проводит НИОКР по выпуску детандер-генераторного агрегата мощностью 1 МВт, предназначенного для выработки электроэнергии на газораспределительных станциях за счет использования энергии сжатого газа.

– Какие меры реализуются на государственном уровне в целях развития промышленных производств?

– Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края проводится работа по заключению Соглашений о сотрудничестве между правительством края и государственными корпорациями. Основная тема Соглашений – развитие промышленного производства на территории края, создание новых производств и рабочих мест. Так, в январе 2013 года в Москве заключено Соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией, прорабатывается подписание Соглашения с государственной корпорацией «Ростехнологии», которая объединяет около 700 предприятий и организаций России.

Перспективными направлениями развития промышленного производства в крае рассматриваются: проработка с корпорацией «Ростехнологии» вопросов организации в крае новых высокотехнологичных производств; взаимодействие с иностранными компаниями по вопросам организации сотрудничества в сфере промышленного производства.

Проводимые предприятиями и правительством края мероприятия по модернизации позволяют региону устойчиво занимать лидирующее положение по уровню инновационной активности среди субъектов ДФО. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации (к общему числу организаций), в 2012 году составил 11,1% против 7,2% по ДФО и 9,4% по РФ.

Правительством Хабаровского края в целях развития инженерных школ, повышения престижа инженерно-технического образования, реализации региональных приоритетов инновационного развития проведена работа по подготовке и проведению в июле т.г. в г. Комсомольске-на-Амуре Дальневосточного конгресса инженеров «Наука – Инженер – Промышленность». В рамках конгресса состоялись пленарное заседание и панельные дискуссии по ключевым направлениям: «Роль инженерного образования в инновационной экономике», «Наука и инновационная деятельность», «Кластерный подход и межотраслевая кооперация – эффективные инструменты решения задач развития промышленности».

В целях повышения научно-промышленного потенциала края, стимулирования процесса создания и развития промышленных предприятий малого и среднего бизнеса правительством края проводятся мероприятия по созданию инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края.

В состав кластера в качестве региональных участников вошли 69 организаций Хабаровского края и в качестве внерегиональных партнеров более 25 организаций. Разработанная программа кластера авиа- и судостроения Хабаровского края вошла в перечень 25 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, по которым будут осуществляться меры государственной поддержки.

Основным инструментом реализации кластерной политики в крае является государственная целевая программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края», утвержденная постановлением правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года № 212-пр. До конца 2013 года должен быть принят Закон Хабаровского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Хабаровском крае».

Учитывая, что основными якорными компаниями кластера являются предприятия ОПК, входящие в Объединенную авиастроительную и Объединенную судостроительную корпорации, на совете кластера в октябре 2012 года принято решение о создании в Хабаровском крае краевого технопарка.

Технопарк позволит решить задачи получения финансовых средств для развития перспективных проектов, сконцентрировать разработчиков, оптимизировать расходы по поддержанию необходимой для этого инфраструктуры, удовлетворить потребности промышленного комплекса в современных технологиях и новых материалах. Машиностроение станет ключевой отраслью компетенций технопарка.

Резидентная стратегия Хабаровского краевого технопарка заключается в привлечении и создании максимального количества эффективных инновационных компаний в сфере промышленного производства, способных успешно реализовать свои проекты.

Учитывая нехватку трудовых ресурсов в области авиастроения (около 1 млн человеко-часов), низкий уровень оснащения высокотехнологичным оборудованием предприятий судостроения края, правительством края совместно с ОАО «ОАК» прорабатывается механизм привлечения бюджетных средств для организации индустриального парка уже с 2014 года.

Ключевым центром краевого технопарка является создание «Регионального центра инжиниринга» (РЦИ), финансирование которого в объеме 42,3 млн рублей уже одобрено Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства. Из краевого бюджета в 2013 году на эти цели предусмотрено 10,6 млн рублей.

В целом сегодня в крае создан определенный задел для дальнейшего развития производственных и научных отношений, которые имеют хорошие перспективы для развития.

18.10.2013, 2931 просмотр.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00