Главная Публикации Менеджмент Кадры Рынок труда Дальнего Востока: что нового?

Рынок труда Дальнего Востока: что нового?

Несмотря на то что рынок труда Дальнего Востока является дефицитным и работодатели вынуждены конкурировать за лучшие кадры, он, подобно живому организму, весьма активно развивается. Мы подготовили обзор ключевых тенденций, которые наблюдали на протяжении последнего года. В нем ни много ни мало девять трендов, которые в совокупности помогут сформировать представление о дальневосточном рынке труда.

Борьба за таланты – со школьной скамьи

Федеральные компании на Дальнем Востоке, находясь в условиях дефицита кадров, активно ведут борьбу за таланты. Однако если раньше они стремились привлечь молодых специалистов со студенческой скамьи, то теперь они вышли на новый этап – работу на уровне школы. Компании проводят профориентационные мероприятия для учеников средних и старших классов. Их главная цель познакомить подростков со спецификой той или иной профессии, заинтересовать работой в компании и повысить узнаваемость бренда среди молодежи.

Региональные компании не так активны в школьной среде, однако большинство из них имеют программы, нацеленные на взаимодействие с вузами. Эти программы включают в себя совместную разработку учебных курсов, проведение для студентов деловых игр и мастер-классов, организацию практик и стажировок, причем нередко оплачиваемых. Основная цель этих программ – выявить лучших студентов еще на этапе обучения и привлечь их к работе в компании сразу после того, как они получат диплом о высшем образовании.

Вузы также стали демонстрировать большую открытость и готовность взаимодействовать с работодателями в разных форматах. Например, интегрировать практиков в учебный процесс с тем, чтобы студенты выходили на рынок труда более подготовленными к реалиям сегодняшнего дня.

Все больше контрпредложений и мотивационных программ

Дефицит кадров вынуждает работодателей разрабатывать мотивационные программы для удержания персонала. Это касается компенсационного пакета, корпоративных мероприятий, конкурентного уровня заработной платы, обучающих программ. Наши данные свидетельствуют и об увеличении количества контрпредложений. Если речь идет о возможном уходе ценного сотрудника, работодатели готовы увеличить его текущий доход на 2050% и предоставить дополнительные преимущества: повышение в должности или расширение зоны ответственности. Все это делается для того, чтобы специалист отказался от перехода в другую компанию.

Высокая лояльность к соискателям старше 45

Работодатели Дальнего Востока стали значительно более лояльно относиться к кандидатам старше 45 лет. Ранее они настороженно относились к кандидатам, чей возраст превышал даже 3540 лет, полагая, что такие сотрудники менее продуктивны в работе, сложнее адаптируются к изменениям, дольше усваивают новую информацию. Из-за демографической ямы 1990-х годов количество молодых соискателей на рынке труда сильно уменьшилось, и работодатели обратили внимание на группу кандидатов 45+. Как показывает практика, взрослые сотрудники имеют неоспоримые преимущества перед молодежью: стабильность, взвешенность в принятии решения, ответственность и, конечно, ценный опыт работы.

Релокация кандидатов набирает обороты

Все больше вакансий предполагают релокацию кандидатов из других регионов России на Дальний Восток. В более чем 10% запросов на подбор персонала, поступивших к нам за последний год, предусматривался переезд специалиста. К релокации компании прибегают в двух случаях.

Первый когда на Дальнем Востоке нет специалистов нужного профиля. Это особенно характерно для сельскохозяйственной отрасли, которая стала возрождаться в последние годы. В регионе строятся современные животноводческие и растениеводческие предприятия, использующие инновационные технологии, и им нужны опытные ветеринары и зоотехники, селекционеры и агрономы. На Дальнем Востоке их нет, поэтому таких специалистов приходится приглашать из Центральной России.

Второй когда специалисты в регионе есть, но их квалификация не устраивает работодателя. Примеры подобных проектов есть в рознице. Сегодня на Дальнем Востоке не представлены федеральные торговые сети, но очевидно, что рано или поздно они здесь появятся. Для того чтобы успешно конкурировать с федеральной розницей в будущем, региональные сети уже сейчас стремятся привлечь специалистов и руководителей с опытом работы в компаниях Metro Cash&Carry, «Ашан», X5 Retail Group, «Магнит» и других. Такие сотрудники призваны внедрить в работу локальных компаний высокие стандарты лидеров рынка ритейла.

Для 95% кандидатов «Дальний Восток» звучит загадочно, если не сказать «туманно» и «пугающе». Чтобы развеять все страхи и сомнения, наши консультанты много рассказывают им о богатой природе, уникальных местах отдыха, уровне жизни, государственных программах, нацеленных на развитие экономики региона. Романтики, готовые переехать на Дальний Восток навсегда, среди кандидатов попадаются, но большинство едут на несколько лет, чтобы заработать и вернуться обратно. Работодатели предлагают и первым, и вторым зарплату, превышающую текущий уровень на 3050%, и релокационный пакет: оплату проезда, выплату «подъемных» средств, компенсацию аренды жилья, помощь членам семьи в адаптации к жизни на новом месте.   

Растущий спрос на услуги кадровых агентств

2017 год демонстрирует положительную динамику спроса на услуги кадровых компаний. По предварительным оценкам, за первое полугодие мы получили на 13% больше запросов, чем за аналогичный период в 2016 году. Эти данные свидетельствует об оживлении экономики региона. Подтверждают это и сами клиенты. Они стали гораздо меньше говорить о кризисе и вернулись к проектам, приостановленным несколько лет назад «до лучших времен». Однако говорить о том, что кризис завершился, преждевременно. Часть компаний по-прежнему пытается выстоять, о развитии и расширении штата речь пока не идет. Есть и те компании, которые постепенно начинают увеличивать численность персонала, но в условиях экономии делают это самостоятельно, не прибегая к помощи кадровых провайдеров.

Низкая активность резидентов

Если отмотать пленку на 57 лет назад к периоду подготовки к саммиту АТЭС, мы увидим, что объем вакансий, которые компании передавали в работу кадровым агентствам, был значительно больше. Сегодня говорить о постоянном потоке запросов на подбор персонала от резидентов нельзя, несмотря на все усилия государства, предпринятые для развития экономики региона за последние два года (в частности, создание ТОР территорий опережающего развития и СПВ – свободного порта Владивосток). Возможно, это связано с тем, что проекты находятся на начальной стадии и этап формирования штата сотрудников еще не начался.

Высокий спрос на менеджеров по продажам

Стабильно высоким остается спрос на менеджеров по продажам. Их доля в общем количестве запросов составляет более 50%. Наиболее востребованными остаются менеджеры по продажам товаров народного потребления, фармацевтических препаратов, инструментов, оборудования, строительных материалов. Работодатели готовы переманивать опытных сотрудников у конкурентов, предлагая им существенно более высокий уровень заработной платы. Если речь идет о продаже несложного продукта или услуги, работодатели готовы нанимать людей без опыта работы и обучать их. Основными критериями отбора в этом случае выступают личностные характеристики кандидата и желание работать в продажах.

Меньше вакансий в банковской сфере

Количество вакансий в банковском секторе за последний год заметно сократилось. Банки все активнее интегрируют в бизнес-процессы новые высокотехнологичные разработки, которые позволяют им автоматизировать операции и, следовательно, уменьшить штатную численность. Сокращение персонала порождает спрос на услугу по разработке консультационных программ аутплейсмент (англ. outplacement) подготовку сотрудников к уходу из компании и поиску новой работы.

Кандидаты уходят в собственный бизнес

В последнее время все больше кандидатов решаются на переход от работы по найму к работе на себя. Это касается людей, принадлежащих к разным возрастным группам и имеющих разные бэкграунды (образование, опыт работы).

Чаще всего собственный бизнес строят молодые люди недавние выпускники вузов. Они занимаются, например, скрапбукингом, выпечкой кондитерских изделий, изготовлением украшений, созданием шоу-румов. Умение работать в социальных сетях помогает им продвигать и продавать свою продукцию не выходя из дома. Молодежь привлекают свободный график работы и возможность зарабатывать те же деньги, что и в компании, при меньших временных затратах.

Примеров ухода более зрелых сотрудников в собственный бизнес меньше, но они есть. Как правило, кандидаты остаются в той же сфере, в которой они ранее работали по найму. Чаще всего речь идет о сфере торговли, консалтинга и строительной сфере. Имеющаяся у кандидатов экспертиза позволяет им быстрее адаптироваться к новой для них роли предпринимателя и построить успешный бизнес.

Татьяна Гришина, директор по продажам (Дальний Восток), кадровый холдинг «АНКОР».

28.07.2017, 2859 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00