«Продажные» люди: плюсы и минусы профессии
Специалисты по продажам – одна из самых востребованных современных профессий. В феврале 2013 года кадровый холдинг «АНКОР» и первый официальный интернет-работодатель Workle опросили 6 500 специалистов по продажам. Респонденты рассказали, как относятся к своей профессии и к чему в ней стремятся.
Исследование проходило по всей России. В опросе приняли участие представители различных должностей: 32% – ведущие специалисты, 21% – специалисты и консультанты, 15% – руководители отделов продаж. Сферы деятельности компаний, в которых они работают, варьируются от розничной торговли, туризма, IT и коммуникаций до строительства, страхования и финансовых услуг.
На протяжении последних лет профессия в продажах остается в разряде наиболее дефицитных. Она по-прежнему воспринимается довольно неоднозначно на рынке труда.
С одной стороны, этому способствует система образования: она не готовит таких специалистов для многих секторов рынка – например, IT, FMCG или промышленности.
С другой стороны, сложившаяся ситуация объясняется невысоким престижем профессии.
Ниже представлены основные преимущества и недостатки сферы продаж, какими их видят участники рынка.
Ради чего работают?
Главный мотив работы в этой профессии для 69% респондентов – это возможность высокого заработка.
Большая часть специалистов по продажам в России зарабатывает сегодня от 31 000 до 50 000 руб., но есть и те (13%), чья зарплата составляет свыше 100 000 руб. (8%) и более 150 000 руб. (5%).
Около 29% респондентов из Владивостока указали, что их месячный доход составляет от 31 000 до 50 000 руб., в то время как в Хабаровске аналогичный уровень дохода у 35% опрошенных.
Более 100 000 руб. в месяц получают 13% опрошенных специалистов по продажам во Владивостоке и 3% в Хабаровске.
Комментарии респондентов:
- Многие определяют преимущества работы по зарплате.
- «В продажах наиболее объективно соотношение труд/результат/вознаграждение»
- «Продажник – лицо компании: это дар, помноженный на желание обучаться и развиваться, умение видеть в клиентах только хорошее и извлекать пользу даже из отрицательного опыта».
- «Нет начальников, будильников и понедельников».
Что мешает?
32% респондентов считают, что в их окружении работа в сфере продаж не является престижной. Участники опроса отмечают, что все еще сильны стереотипы: специалист по продажам приравнивается к продавцу, который стоит за прилавком магазина или вовсе занимается «спекуляцией».
Что касается специалистов Владивостока, то основными причинами недовольства профессией респонденты указывают нестабильный уровень дохода (48%), эмоциональное выгорание (44%) и завышенные планы продаж (41%).
В свою очередь, в Хабаровске на первое место выходят эмоциональное выгорание (48%), завышенные планы продаж (47%), нестабильный уровень дохода (45%).
Комментарии респондентов:
- «Надоедает постоянно находиться в состоянии гонки. Представители других профессий могут периодически расслабляться. А у тебя не жизнь, а пословица: как потопаешь, так и полопаешь».
- «У половины моих коллег из продаж руководство не умеет планировать: редко когда план по продажам действительно выполним. Еще реже случается, когда директор объясняет, как тебе этот план можно выполнить».
- «Муж-программист считает, что я вообще могла не получать высшего образования, ведь я работаю в продажах, а оно там никак не может пригодиться…»
Что ждет в будущем?
Более 60% опрошенных специалистов по продажам во Владивостоке и Хабаровске планируют работать в этой сфере более 10 лет, что говорит о формировании зрелого отношения к профессии в целом.
Проблема низкого престижа работы в продажах должна решаться путем объединения ключевых игроков рынка труда. Так, уже сейчас кадровый холдинг «АНКОР», первый официальный интернет-работодатель Workle и портал SuperJob являются организаторами национальной премии «Менеджер по продажам России – 2013».
Премия «Менеджер по продажам – 2013» – это награда за выдающиеся успехи в области продаж. C 18 марта по 31 августа 2013 года на территории всей России будет проводиться конкурс с общим призовым фондом более полутора миллионов рублей. Его цель – повышение привлекательности и престижа профессии. По итогам отбора будут определены лучшие из менеджеров по продажам в рамках различных номинаций. Главный приз в размере одного миллиона рублей получит самый успешный специалист в своей профессии.
Наталья Коваленко, директор дивизиона «Дальний Восток» кадрового холдинга АНКОР:
«На протяжении последних нескольких лет мы говорим о том, что одними из самых востребованных специалистов на рынке труда были и остаются профессионалы в сфере продаж. Время идет, а конкуренция на рынке за специалистов по продажам только усиливается. Причины кроются как в сложной демографической ситуации, так и в характерном для Дальнего Востока явлении – оттоке персонала. Менеджеры по продажам – это активные и мобильные люди, гораздо более легкие на подъем, чем специалисты других функциональных подразделений компании.
В сложившихся условиях компании должны пересмотреть подход к поиску и подбору персонала – например, расширить возрастные рамки для потенциальных кандидатов. До сих пор мы, к сожалению, сталкиваемся с желанием работодателя рассматривать соискателей до 35–40 лет.
Сложности поиска также связаны с тем, что в глазах многих людей работа в продажах не престижна: по их мнению, она не требует специальных навыков, знаний, образования и т.д. Однако это мнение не верно – в большинстве сфер бизнеса работодатели при поиске менеджеров по продажам обращают внимание на наличие профильного образования у кандидата.
Для успешных продаж и компетентного взаимодействия с клиентом специалист по продажам оборудования, IT-продуктов, химического сырья или средств защиты растений должен иметь образование в этой области и хорошо понимать продукт, с которым работает. Как правило, именно из таких профессиональных продажников вырастают руководители подразделений, собственники и директора компаний.
Мы понимаем ценность функции продаж и хотим обратить на нее внимание бизнес-сообщества с тем, чтобы наши российские компании могли конкурировать с западными, в том числе и по качеству функции продаж. Мы надеемся, что благодаря премии «Менеджер по продажам – 2013» удастся повысить как профессиональный уровень функции продаж в России, так и престиж самой профессии».
Владимир Горбунов, генеральный директор Workle:
«Всех сотрудников в любой компании можно разделить на два типа.
Одни генерируют доход (это, в первую очередь, менеджеры по продажам). Другие поддерживают функционирование компании, потребляя часть дохода (юристы, бухгалтеры, HR-специалисты и т.д.). Очевидно, что от качества работы сотрудников, которые приносят деньги в компанию, зависит успешность бизнеса в целом. При этом 34% менеджеров по продажам говорят, что среди друзей их работа не престижна. Наиболее частыми комментариями к ответу на вопрос о престиже профессии были: «стереотипы времен СССР (торговля = спекуляция)», «навязчивость продажников» и «ассоциации с непрофильной работой». Это можно объяснить непониманием механизмов работы и возможностей развития в сфере продаж.
Как правило, о навыках и умениях специалистов по продажам знают только их клиенты и начальники. У работников этой сферы нет единых общепризнанных конкурсов, национальных ассоциаций и объединений. С помощью премии «Менеджер по продажам – 2013» мы устраним эту несправедливость – найдем лучших представителей профессии, отметим профессиональные заслуги и расскажем всем об их успехах».
Портрет идеального кандидата в специалисты по продажам
Марина Аксенова, руководитель группы консультантов кадрового холдинга «АНКОР» в Хабаровске:
– На протяжении последних лет специалисты по продажам остаются одной из самых востребованных категорий персонала на рынке труда Хабаровска, причем в самых разных отраслях: от промышленности и банковской сферы до IT и Telecom.
У каждой компании в силу специфики бизнеса и поставленных целей требования к специалистам по продажам разные. Однако есть большое количество общих черт: это наличие высшего образования, желательно профильного, опыт работы на аналогичной позиции, наработанный пул клиентов и т.д.
Успешным и востребованным на рынке будет кандидат, который сумел построить карьеру в продажах и посвятил профессии не один год. Например, начал свой путь с позиции специалиста по продажам на «холодном» рынке, сумел достичь высоких результатов, был оценен компанией и переведен на руководящую позицию, например руководителя отдела продаж.
Очень важно на протяжении карьерного пути реализовываться как профессионал и уметь четко формулировать собственные достижения: повысил процент прибыли, реализовал крупный проект или выиграл тендер, собрал солидный пул клиентов и т.д.
Такие компетенции и качества, как нацеленность на результат, способность работать в режиме многозадачности и принимать решения, стрессоустойчивость, находятся в топе самых популярных среди работодателей.
Крайне важна стабильность – работа на одном месте не менее года. Только по истечении такого периода можно говорить о том, что специалист раскрылся, реализовался, достиг определенных результатов и показателей.
Но самый важный критерий для подбора кандидатов – это мотивация, причем не денежная, а нацеленная на личностный рост, развитие и работу в данной компании.
14.06.2013, 4012 просмотров.