Главная Публикации Малый и средний бизнес Полезная информация Кризис как вызов или как нам спасти розницу

Кризис как вызов или как нам спасти розницу

Пандемия катком прошлась по малому бизнесу. Однако некоторые компании не только не потеряли долю рынка, но даже нарастили объемы и запустили новые направления. Не стоит приуменьшать значение отраслевого фактора – есть более пострадавшие отрасли, а есть те, кому кризис дал новые возможности. Но даже в рамках одной сферы находятся кардинально противоположные примеры. Вместе с хабаровскими предпринимателями разбираемся в факторах успеха для розничного бизнеса.

Хотя показатели розничной торговли в Хабаровском крае с начала пандемии просели не настолько сильно, как, например, в общепите и туристической сфере, и массовых закрытий не наблюдалось, но именно розница в большей степени сталкивается с новыми ограничениями в работе (временное закрытие ТЦ, введение QR-кодов1), серьезную конкуренцию розничным магазинам составляют и крупные агрегаторы доставки, которые в этот кризис значительно усилили свои позиции, в связи с чем вести бизнес в этой сфере стало на порядок сложнее, чем раньше.

НУЖЕН ПЛАН

Считать, что малому бизнесу стратегия ни к чему – большое заблуждение. Не нужно разрабатывать многостраничный труд, конкурирующий по объему с романом «Война и мир», но лаконичный документ, описывающий основные цели, средства и способы их достижения, необходим. Особо предусмотрительные предприниматели делают документ в трех вариантах, в зависимости от экономической ситуации в стране: оптимистический, реалистический и пессимистический сценарий. Наличие подобного, пусть даже рамочного документа, способно заметно облегчить жизнь малого предприятия в непростые, кризисные времена.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Не нужно забывать, что нынешний кризис, вызванный пандемией, в отличие от других экономических катаклизмов, проходит под знаком государственной поддержки. Но, как показывает практика, далеко не все предприятия знают о положенных им льготах и поддержке. Эти меры реализуются как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов, а также уровне муниципалитета.

Например, администрация Хабаровска в этом году внедрила специальные инструменты поддержки предприятий, пострадавших от пандемии. На уровне края также реализуется ряд мер поддержки, например, это ощутимые налоговые льготы по УСН для отдельных отраслей, налоговые льготы для социального бизнеса (это новация этого года, социальные предприниматели на УСН «Доходы» заплатят вместо 6% всего 1%). Есть и федеральные меры поддержки, например, субсидии пострадавшим отраслям. Их выплачивали и в прошлом году, и в этом.

ПЕРЕХОДИМ В ОНЛАЙН

Онлайн-торговля – это жизнеспособный способ остаться на плаву. Среднестатистический пользователь интернета – человек в возрасте от 16 до 64 лет, который проводит в сети 6 часов 43 минуты ежедневно. Среди этих людей точно есть ваши клиенты.

С чего начать? Прежде всего нужна площадка для онлайн-продаж. При дефиците средств вполне подойдут типовые решения, либо сайт, созданный при помощи конструктора. Кстати, обзавестись собственным сайтом можно и без вложений, воспользовавшись региональными инструментами поддержки бизнеса – в центре «Мой бизнес» предприниматели могут получить услугу разработки сайта совершенно бесплатно.

Еще проще завести аккаунты в соцсетях, в Хабаровском крае в фаворитах Instagram2. Оформив ленту, можно приступать к привлечению клиентов из этой социальной сети, запустив рекламную кампанию.

Есть и другие сервисы привлечения клиентов. Так, МТС Маркетолог позволяет запускать SMS-рассылки3 или показывать рекламу в интернете только нужной вам аудитории.

Рассказывает Елена Киреева, владелица лавки тематических подарков:

– Товар у нас довольно специфический, не первой необходимости, и еще в прошлом году, в первый локдаун мы столкнулись с серьезным падением продаж. Скажу честно, были мысли о закрытии. Мы как-то не уделяли особого значения привлечению новых клиентов, место в ТЦ было проходимое и объемы продаж устраивали. Но потом случилось, что случилось, и мы стали хаотично пробовать налаживать торговлю онлайн. Было много ошибок, но хорошие результаты нам принесла в итоге таргетированная реклама в инстаграме, а также сервис МТС Маркетолог. На мой взгляд, они прекрасно друг друга дополняют. На что хочу обратить внимание: вы должны как можно детальнее знать свою аудиторию, от этого напрямую зависит количество продаж. Например, в МТС Маркетологе можно настроить, кто именно увидит предложение, – по полу, возрасту, интересам и десяткам других параметров. Каналы тоже могут быть разными – SMS, электронная почта, баннеры и push-уведомления4. Сначала лучше попробовать провести кампанию с небольшим охватом, это поможет понять правильность параметров, при этом можно уложиться в 2–3 тысячи рублей.

ОРГАНИЗУЕМ ДОСТАВКУ

С торговлей онлайн тесно связан сервис доставки. Укрупненно есть два варианта:

– организовать сервис самостоятельно, тогда понадобится штат курьеров, оснащенных онлайн-кассами, поскольку по закону курьер при получении денежных средств от покупателя обязан выдать ему кассовый чек. Также существуют специальные кассовые приложения для курьеров они устанавливаются на личные смартфоны курьеров и синхронизируются с одной онлайн-кассой магазина.

– отдать доставку на аутсорсинг. Один из самых простых и доступных вариантов – зарегистрироваться в онлайн-сервисе Briskly5, где оплата и доставка уже встроены.

Роман Веледеев, руководитель компании по производству премиальных сладостей:

– Пользуюсь сервисом уже более полугода, полет нормальный. Что привлекло – можно работать, не имея собственного сайта, даже соцсетей, поскольку в пакет входит создание интернет-витрины товаров на площадке онлайн-магазина. Процесс регистрации на сервисе и подключения оплаты в личном кабинете совсем несложный, за счет того, что МТС Касса интегрирована с этой платформой (МТС Кассой мы пользовались и раньше). Еще один момент – покупатель у нас придирчивый, выше среднего сегмента, поэтому имеют значение сроки доставки. Служба доставки работает четко, в пределах 15 минут. Доставку осуществляют партнеры - такси, а мы просто собираем сделанный заказ в магазине, за которым приезжает курьер. Очень удобно. Клиентам нравится такое отношение, и они часто возвращаются к нам с повторными заказами, рекомендуют знакомым.

ВНЕДРЯЕМ БЕСКОНТАКТНУЮ ОПЛАТУ

Если в начале реформы по переводу на онлайн-кассы основная мотивация инициаторов нововведения была в повышении собираемости налогов и упрощении взаимодействия предпринимателей и налоговых органов, то теперь бесконтактная оплата стоит еще и на страже эпидемиологического благополучия жителей страны, ведь из-за пандемии врачи рекомендуют воздерживаться от рукопожатий, а при оплате товара – пользоваться электронными средствами.

Комментирует Альбина Прохоренко, индивидуальный предприниматель:

– Важный момент, на который нужно обратить внимание – активация онлайн-кассы, а точнее, ее регистрация в ОФД и налоговой. Ошибка на этом этапе может привести к необходимости покупки нового фискального накопителя. Я довольно долго изучала предложения на рынке и в итоге решила воспользоваться сервисом МТС Касса. Для регистрации кассы достаточно оставить заявку в личном кабинете на сайте. Профессионалы все сделают за вас.

Линейка комплектов под названием «МТС Касса» состоит из кассового терминала с фискальным накопителем или без него (у меня – с фискальным накопителем), облачного программного обеспечения, услуги оператора фискальных данных и телематической SIM-карты. Я сделала выбор именно в пользу этого сервиса еще и потому, что тут предусмотрены полезные дополнительные функции. Например, аппарат с программным обеспечением от МТС позволяет вести учет товаров, легко добавляя и выводя их из оборота, а тотальный учет операций минимизирует возможность хищений. И техподдержка 24/7 тоже радует. Так что, однозначно рекомендую.

Таким образом, помочь розничному бизнесу может грамотное использование инструментов господдержки и применение новых технологичных сервисов и решений. Это облегчит работу предпринимателю и повысит эффективность продвижения и продаж.

1 КюАр-кодов 2 Инстаграм ЭсЭмЭс-рассылки 4 Пуш-уведомления 5 Брискли

20.12.2021, 2423 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00