Главная Публикации Эксперты Правовое поле Некоммерческие организации: особенности регистрации

Некоммерческие организации: особенности регистрации

В данной рубрике мы традиционно публикуем материалы о юридических аспектах ведения бизнеса. Сегодня речь пойдет об особенностях регистрации некоммерческих организаций – ассоциаций, союзов, партнерств и др. Рассмотрение этой проблемы представляется весьма актуальным ввиду наличия особого порядка государственной регистрации указанных организаций, отличного от регистрации коммерческих предприятий. Нашим консультантом выступает, как и прежде, Николай Анатольевич Медведев, старший специалист – юрист ООО «Дальневосточная юридическая фирма».

Как известно, одна из классификаций юридических лиц предусматривает два их вида: коммерческие и некоммерческие. Согласно п. 1 статьи 50 Части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Ч. I ГКРФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоторые коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Законом о некоммерческих организациях регулируется процедура регистрации некоммерческих и общественных организаций. Данный процесс гораздо более сложный, чем у коммерческих организаций. Необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, нужно пройти процедуру одобрения комплекта документов в Главном управлении Министерства юстиции России в соответствующем субъекте РФ. Иногда субъекты объединены. Например, Хабаровский край и ЕАО подчинены одному Главному управлению. Здесь проводится полная проверка всех представленных документов на соответствие действующему законодательству России. Если сравнить с регистрацией в налоговой инспекции, то здесь есть существенная разница. Согласно п. 4.1 статьи Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. Некоммерческие организации как раз и подпадают под эти случаи.

Во-вторых, сроки регистрации по закону гораздо дольше.

Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 Закона о некоммерческих организациях оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Таким образом, процедура регистрации некоммерческих и общественных организаций может продлиться примерно 1,5 месяца. Те же сроки касаются и внесения изменений в учредительные документы или Единый государственный реестр юридических лиц.

В-третьих, при регистрации изменений в учредительные документы нужно вносить их только в новой редакции (Верховный суд РФ решением от 14.02.2008 № ГКПИ07-1201 признал недействующим п. 7 формы № РН0003 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», в котором предусматривалась форма изменений). Из этого следует, что при любом, даже незначительном, изменении нужно сдавать на регистрацию новые учредительные документы полностью. Какие это вызывает трудности? Если раньше можно было сдать один лист с изменениями и устав в остальной части не проходил проверку, то теперь этой процедуры нельзя избежать. И нет гарантии, что устав, проверявшийся год назад, пройдет ее во второй раз.

В-четвертых, при регистрации юридического лица нужно помнить и про необходимые сопутствующие процедуры. Например, постановка юридического лица на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Налоговым законодательством дается пять рабочих дней с момента постановки на налоговый учет, чтобы юридическое лицо подало заявление о переходе на УСН. Если этот срок пропустить, то потом очень тяжело перейти на данную систему. Так вот, многие ждут сначала документы с регистрации, а потом уже подают заявление о переходе на УСН (с коммерческими организациями процедура выдачи документов занимает 1 день после постановки на учет). Но в данном случае дата постановки на учет может существенно отличаться от даты фактической выдачи документов. Например, организацию поставили на налоговый учет 15 октября, а документы фактически получены только 22-го. Следовательно, может возникнуть ситуация пропуска срока подачи. Чтобы избежать возможных проблем, следует подавать заявление о переходе на УСН одновременно с документами на регистрацию юридического лица (форма заявления такой случай предусматривает).

Сложность работы некоммерческих организаций заключается также в том, что им очень часто приходится доказывать проверяющим органам, что их деятельность действительно преследует некоммерческие и общественно полезные цели, что организация занимается только той деятельностью, которая предусмотрена учредительными документами, что она не прикрывает на самом деле коммерческую выгоду. Статьей 32 Закона о некоммерческих организациях предусмотрен порядок контроля за ними уполномоченным органом. В результате проверок часто возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы. Также следует помнить, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 

 

14.12.2011, 6929 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00