Курить нельзя, запретить

Темой данной статьи был выбран один из наиболее обсуждаемых в последние месяцы законов, а именно Федеральный закон от 23.03.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в дальнейшем также Закон, или антитабачный закон, как окрестили его в Интернете). Законодательные изменения комментирует Александр Лучник.

Достаточно интересно было бы отследить историю развития событий, прежде чем переходить к последствиям принятия данного закона.

Во исполнение Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции) Минздравсоцразвития в августе 2011 года инициировало общественное обсуждение законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». После достаточно долгого обсуждения, доработок законопроекта, прохождения им антикоррупционной экспертизы проект в августе 2012 года был внесен в Правительство РФ для последующего внесения в Государственную Думу РФ. Спустя два месяца, 31 октября 2012 года, законопроект был зарегистрирован в Госдуме.

Прохождение законопроектом обязательных трех чтений сопровождалось достаточно бурными дискуссиями. Тут и выступления депутата Дмитрия Носова, обещавшего повесить у себя в кабинете табличку с надписью «Табачным королям не беспокоить», а тем, кто вдруг попытается побеспокоить, грозившего показать «гнев дзюдоистов». Можно упомянуть и предложения запрета курения в присутствии детей, полного запрета показа сцен курения по телевидению (даже в художественных фильмах) и долгие обсуждения последствий принятия закона для малого бизнеса.

Тем не менее факт остается фактом. Закон принят Государственной Думой РФ, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом и с 1 июня 2013 года вступает в законную силу, за исключением тех положений, для которых указан иной срок.

Законом предусмотрены две основные меры, способствующие сокращению спроса на табачные изделия: увеличение акцизных сборов (некоторыми аналитиками именно эта мера указывается в качестве лейтмотива нового антитабачного закона) и установление минимальных розничных цен табачной продукции, составляющей 75% от максимальной розничной цены (ст. 187.1 Налогового кодекса РФ).

Данный антитабачный закон также накладывает определенные ограничения на торговлю табачной продукцией. Законодатель вводит достаточно жесткие требования к месту и способам продажи табачной продукции, вступающие в силу в большинстве своем с 1 января 2014 года.

Так, продажа табачной продукции теперь допускается только в магазинах и павильонах. Под магазином в данном случае понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. А это, в свою очередь, означает, что огромное множество придорожных киосков (количество которых и так снизилось) будут вынуждены или прекратить торговлю, или сменить ассортимент. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что требование о минимальной площади данного магазина или павильона, равной 50 кв. м, не нашло своего воплощения в окончательном тексте закона.

При этом информация о табачной продукции должна быть доведена до сведения покупателя путем размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Законом запрещена продажа сигарет и папирос поштучно, продажа сигарет в количестве менее двадцати штук в упаковке, продажа табачных изделий, упакованных в одну потребительскую тару с другими товарами, не являющимися табачными изделиями (например, продажа коробки сигар вместе с гильотинкой для их обрезания или сувенирного набора из трубки вместе с трубочным табаком объявляется выходящей за рамки закона. Весьма любопытно, как это будет реализовано на практике).

Другие ограничения к торговле табачной продукцией в определенных местах установлены п. 7 ст. 19 Закона.

Новый антитабачный закон, как и его предшественник, Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (утрачивающий силу со вступлением обсуждаемого закона), устанавливает запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним. При этом запрещается не только продажа, но и вовлечение несовершеннолетних в процесс употребления табака, об этом будет сказано чуть ниже. Продавец, если у него возникают сомнения в совершеннолетии покупателя, обязан потребовать у последнего документ, удостоверяющий личность, а в случае его отсутствия обязан отказать в продаже соответствующих табачных изделий.

Что касается мест, в которых запрещается курение табака, то их перечень раскрывается в ст. 12 антитабачного закона. В рамках данной статьи не будем останавливаться на всех пунктах перечня, ограничившись лишь наиболее интересными моментами.

Так, с 1 июня 2014 года запрещается курение табака: в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении. Запрет курения на воздушных судах, всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, вступает в силу с 1 июня 2013 года. Вместе с тем с разрешения собственника допускается курение в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров. Аналогичные правила устанавливаются для собственников квартир в многоквартирных домах. В числе прочих возникает вопрос: а как быть пассажирам поездов дальнего следования? В поезде они предаться вредной привычке не смогут, на платформе или в специальной курительной комнате в здании вокзала – тоже. Между тем предполагаемый размер штрафа за курение в поездах (в том числе в тамбурах) составит от 1200 до 1500 рублей. Видимо, придется использовать другие способы потребления табака, предусмотренные Законом: сосание, жевание или нюханье табачных изделий…

Запрет курения в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах, также вступает в силу с 1 июня 2014 года. Видимо, залы для курящих в ресторанах канут в небытие.

Также антитабачный закон запрещает рекламу, стимулирование продажи табачных изделий и спонсорство табака. Во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла (об этом также чуть ниже).

Как известно, закон мертв, если он не исполняется. Для обеспечения исполнения антитабачного закона необходимо, помимо прочих мер, внести изменения в отдельные законодательные акты.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находится два дублирующих законопроекта (222563-6 и 246221-6), каждый в отдельности вносящий изменения в КоАП РФ и Федеральный закон «О рекламе». Законопроекты поступили с разницей в полтора месяца (13.02.2013 и 26.03.2013 соответственно).

Из данных двух проектов более перспективным и совершенным с точки зрения юридической техники видится более поздний (далее – Проект). Вероятнее всего, именно он (возможно, с незначительными доработками) вступит в законную силу этим летом.

Во-первых, он определяет понятие вовлечения в потребление табака, пусть и заимствуя данное определение из антитабачного закона. Кроме того, он определяет повышенную ответственность за подобные действия для законных представителей ребенка и лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних. Несомненно, конкретно данное положение законопроекта видится достаточно позитивным.

Во-вторых, данным законопроектом определяется, что является спонсорством табака и стимулированием продажи или потребления табачной продукции. Согласно предлагаемому нам тексту ст. 6.19 КоАП РФ спонсорством табака признается любой предмет, в том числе денежные средства, вложенные в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно. Хорошо еще, что субъектом правонарушения могут быть лишь отдельные категории граждан, иначе дать в долг соседу или сослуживцу на пачку сигарет либо просто поделиться сигаретой было бы весьма проблематично…

В-третьих, что касается запрета курения в отдельных местах, то неосуществление контроля индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами за соблюдением запрета потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления ими своей деятельности, может повлечь штраф от 20 до 30 тысяч (для ИП) либо от 50 до 80 тысяч рублей (для юридических лиц). В случае повторного нарушения последует еще более строгая санкция.

В-четвертых, предлагается дополнить КоАП РФ статьей 13.15.1, устанавливающей ответственность за уже упомянутую демонстрацию табачных изделий и процесса курения. Так вот, наказание за подобную демонстрацию может повлечь штраф от 10 до 15 тысяч (для ИП) либо от 80 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц). В случае демонстрации аудиовизуальной продукции, предназначенной для несовершеннолетних, может последовать еще более строгая санкция. Возвращаясь к художественному замыслу, Проект определяет его как заложенный в произведении смысл, идея, где процесс курения неразрывно связан с отрицательными последствиями потребления табака для жизни и здоровья человека, болезнями, возникающими в результате его употребления. Видимо, в современных отечественных фильмах сэр Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин будут изображаться зеленеющими от выкуренных ими табачных изделий и постоянно кашляющими, а Шерлок Холмс должен радоваться, что хотя бы на скрипке он может играть без опаски. Статью 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» предлагается дополнить частью 5, устанавливающей ответственность за рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Также Проектом во исполнение антитабачного закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе», полностью запрещающих рекламу табачных изделий.

В-пятых, нарушение правил продажи табачных изделий будет регулироваться ст. 14.16.1, основное внимание в которой уделено продаже табачных изделий несовершеннолетним. Неоднократное совершение данного деяния может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Помимо уже упомянутого штрафа за курение в поездах, устанавливается наказание за курение на воздушном судне (от 20 до 50 тысяч рублей либо от 50 до 200 часов обязательных работ) и в иных запрещенных Законом местах (от одной до полутора тысяч).

Что касается органов, уполномоченных рассматривать дела о данных правонарушениях, то большую часть работы предоставили органам внутренних дел. Учитывая прошедшую волну сокращений штатной численности сотрудников органов внутренних дел, решение видится весьма неоднозначным. Исключения предусмотрены для отдельных составов правонарушений, упомянутых в Проекте. Это составы, затрагивающие рекламу табачных изделий, незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции и некоторые другие.

В основных чертах это все новшества, предусмотренные законодателем в сфере борьбы с курением. В рамках обзорной статьи нет нужды рассуждать, хорошо курение или плохо, надо его запрещать или нет. Хочется лишь выразить свое мнение, что Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ получился весьма недоработанным. Возможно, его, как и некоторые другие законы, доработают заплатками, подправят.

14.06.2013, 3445 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00