Главная Публикации Эксперты Правовое поле Госзакупки: основные изменения

Госзакупки: основные изменения

Президент РФ 05.04.2013 подписал Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон, ФЗ о контрактной системе), вступающий в силу в основном с 01.01.2014. Вместе с тем утратившим силу признается известный многим Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ о размещении заказов). В рамках данной статьи мы попробуем кратко рассмотреть основные новшества, вносимые ФЗ о контрактной системе. Комментирует законодательные изменения Александр Лучник, преподаватель кафедры гражданского права Дальневосточного филиала Российской академии правосудия.

Однако вначале немного углубимся в историю принятия данного закона. Не секрет, что изменения в сфере госзакупок назрели достаточно давно. В итоге в ноябре 2010 года президент Медведев заявил о важности реформы системы государственных закупок. В декабре 2011 года в послании Федеральному Собранию РФ он также подчеркнул необходимость замены «всеми любимого 94-ФЗ» новым законом, предусматривающим создание федеральной контрактной системы и препятствующий «формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем». В течение двух лет были разработаны два законопроекта, предлагающие внесение изменений в существующее законодательство путем принятия нового закона (проект Минэкономразвития) либо внесения изменений в ФЗ о размещении заказов (проект Федеральной антимонопольной службы). Итогом долгого обсуждения стал приоритет интенсивных изменений перед экстенсивными и принятие проекта Минэкономразвития в качестве основного.

Ключевой идеей создания нового закона является существенное повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, а также обеспечение прозрачности всего цикла государственного заказа, создание единой информационной системы в сфере закупок.

Согласно новому закону каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована, обоснована и не должна быть избыточной. То есть заказчик теперь должен будет в определенный срок утверждать план-график госзакупок на срок действия соответствующего бюджета. Также новым законом на уровне федерального законодательства предусмотрены случаи изменения плана-графика (ныне действующие на уровне подзаконного акта – Приказа Минэкономразвития и Казначейства России). Что касается обоснованности госзакупки, то теперь она будет касаться обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и обоснования необходимости самой госзакупки в целом. Заказчик должен будет обосновать, каким образом та или иная госзакупка будет служить указанным в ст. 13 Закона о контрактной системе целям. И если в ходе мониторинга и контроля госзакупки (о которых чуть ниже) выяснится, что госзакупка не соответствует поставленным целям, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Впрочем, данные положения вступают в силу с 01 января 2015 года, законодатель дает время органам исполнительной власти подготовиться к новшествам и привести в соответствие с законом систему подзаконных нормативных правовых актов. Что же до избыточности, то, согласно ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, товары, работы и услуги должны обеспечивать государственные и муниципальные нужды, не имея при этом избыточных потребительских свойств и не являясь предметами роскоши. Интересно, исчезнут ли после вступления в силу Закона заказы на покупку автомобилей представительского класса ценой свыше 6–7 млн рублей или же они не отнесены к предметам роскоши?

Что до требований к процедуре заключения и исполнения контракта, то они также претерпели изменения. Перечень требований к участникам торгов стал более строгим. Например, проверка наличия сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков становится не правом, а обязанностью заказчика. Также в обязательном порядке проверят и других лиц, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона – учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Помимо этого в обязательном порядке необходимо проверить правомочность участника торгов заключать контракт и отсутствие судимости у указанных в законе лиц за преступления в сфере экономики.

Начальная (максимальная) цена контракта также гораздо подробнее регламентируется новым Законом. В ст. 22 ФЗ о контрактной системе говорится, что она определяется путем использования одного или нескольких методов: метода анализа рынка, нормативного, тарифного, проектно-сметного и затратного методов, при этом первый метод является приоритетным. Также достаточно подробно определяется суть каждого метода. В случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и невозможности применения указанных методов невозможность их применения необходимо также обосновывать.

Согласно ч. 19 ст. 34 Закона при превышении начальной цены контракта определенного размера (который должно установить Правительство РФ) участник закупки, с которым заключается контракт, должен будет указать выгодоприобретателей – физических лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества. Непредставление данной информации не влечет недействительности самого контракта, но суд может признать его таковым в случае, если будет выявлена в совокупности: а) родственная связь между указанными в законе лицами и б) личная заинтересованность, понятие которой раскрывается в ч. 22 ст. 34 Закона.

Также ФЗ-44 в отличие от предыдущего закона предусматривает обязательное обеспечение каждой заявки путем внесения денежных средств либо предоставления банковской гарантии (при этом условия последней детально регламентируются статьей 45 Закона). Размер обеспечения составляет от 0,5% до 5% начальной цены контракта, а в случае, если она не превышает 3 млн рублей, – в размере 1%. Если до дня рассмотрения и оценки заявок участников денежные средства одного из них в обеспечение заявки не поступили на счет заказчика, участник считается не представившим обеспечение заявки, даже если он представил документальное подтверждение данного факта. Изъятие предусмотрено лишь для проведения закупки в форме электронного аукциона. Также в ФЗ о контрактной системе предусмотрены основания возврата и удержания обеспечения заявки (ч. 6 и ч. 13 ст. 44 Закона соответственно).

Что касается оценки заявок и выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), то Закон устанавливает обязательность применения минимум двух критериев, одним из которых должна быть цена контракта. Другими критериями являются: а) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; б) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; в) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, опыта работы, их деловая репутация, квалификация работников. Определенные особенности применения данных критериев установлены ч. 2 и ч. 3 ст. 32 Закона.

Помимо обеспечения заявки поставщик (подрядчик, исполнитель) в большинстве случаев обязан будет представить и обеспечение исполнения контракта в определенном ст. 96 Закона размере (в большинстве случаев – от 5% до 30% начальной цены контракта, однако в отдельных случаях может быть применен и повышенный размер обеспечения исполнения контракта).

Особенности исполнения контракта регламентируется в основном ст. 94 Закона и включают в себя приемку товара (выполненных работ, оказанных услуг), оплату заказчиком контракта и изменение либо расторжение государственного контракта (ст. 95 Закона).

Также одной из наиболее интересных особенностей нового Закона является создание единой информационной системы, отражающей информацию о всех этапах госконтракта – от планирования до его исполнения. Порядок и сроки ввода системы будут определены Правительством РФ. С момента вступления Закона в силу и до ввода новой системы информация должна размещаться на уже существующем сайте www.zakupki.gov.ru.

В целом надо признать, что новый закон получился более удачным, нежели его предшественник, и охватывает сферу государственных закупок более широко. Однако о том, как он будет применяться на практике, насколько прозрачными станут госзакупки, пока говорить еще рано, учитывая, что в ближайшем будущем будет принято большое количество подзаконных актов во исполнение и разъяснение отдельных положений нового закона.

26.07.2013, 3362 просмотра.










Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00