Рыбоводство по правилам

Согласно официальным данным, в России ежемесячно принимается свыше 2000 нормативных правовых актов. По другим данным, с начала этого года принято свыше 250 федеральных законов. Правда, из них о внесении изменений в уже существующие федеральные законы – свыше 210, но эту ситуацию законодатель легко объясняет темпами развития современной жизни, требующими активного нормотворчества, поэтому оставим это на его усмотрение. С 01.07.2013 подписано 116 федеральных законов – Госдума весьма активно поработала перед летними каникулами. Немудрено, что практически без внимания остался достаточно важный документ – Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон, Закон об аквакультуре).

Комментирует законодательные изменения Александр Лучник.

Во время своего недавнего визита в Южно-Сахалинск В.В. Путин указал, что в сфере рыбной промышленности существует проблема с точки зрения привлекательности бизнеса. Несколько ранее аналогичную точку зрения высказал и глава Росрыболовства А.А. Крайний. Собственно говоря, подобные разговоры ведутся уже больше десятка лет. На устранение этой проблемы и направлен новый закон, устанавливающий правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, в целях обеспечения производства рыбной и иной продукции аквакультуры и сохранения водных биологических ресурсов.

Новый Закон определяет около десятка новых терминов, в частности, понятие аквакультуры – это деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием водных организмов, которые осуществляются в искусственно созданной среде обитания. При этом под искусственно созданной средой обитания понимаются водные объекты РФ, участки ее континентального шельфа, исключительных экономических зон, а также, что небезынтересно, сооружения, специально для этого предназначенные. Рыбоводным участком является все то же самое, за исключением искусственно созданных сооружений.

Границы рыбоводных участков определяются в пределах рыбохозяйственных бассейнов, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом не допускается выделение рыбоводных участков в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем. Однако в данных водных объектах возможно ведение прудовой аквакультуры в соответствии со ст. 12 Закона.

Осуществление аквакультуры возможно как на некоммерческой основе (в целях сохранения водных биологических ресурсов), так и в целях осуществления предпринимательской деятельности (товарное рыбоводство) юридическим лицом, крестьянским фермерским хозяйством или индивидуальным предпринимателем. Товарная аквакультура, осуществляемая как с использованием водных объектов, так и без них, подразделяется на пастбищную, индустриальную и прудовую. Также весьма немаловажным является тот факт, что законодатель отнес товарное рыбоводство к сельскохозяйственной деятельности, о чем прямо сказано в ст. 11 и 12 Закона. Из этого следует, что рыбоводное хозяйство в данном случае приравнивается к сельскохозяйственному производителю со всеми вытекающими последствиями, в том числе и мерами государственной поддержки. Кроме того, на данный вид деятельности распространяется специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.1 Налогового кодекса РФ и устанавливающий шестипроцентную налоговую ставку. Практика применения данного налогового режима к рыбоводным хозяйствам пока еще не выработана.

Также, наконец, на законодательном уровне закреплено, что объекты аквакультуры, ее продукция, рыбоводные участки являются объектами гражданских прав, правда, сделана оговорка, что гражданское законодательство регулирует правоотношения в области рыбоводства лишь в той степени, в какой это не противоречит положениям Закона об аквакультуре, что выглядит несколько необычным в сравнении с общим правилом, закрепленным Гражданским кодексом. Право собственности на объекты аквакультуры остается за рыбоводным хозяйством, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом право собственности на рыбоводный участок, используемый для пастбищной аквакультуры, возникает только в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования участком, заключаемым на срок от 5 до 25 лет, и актом выпуска, подписываемым руководством рыбоводного хозяйства, представителями федерального органа исполнительной власти и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Рыбоводный участок в данном случае должен находиться в государственной или муниципальной собственности. Особенности заключения данного договора определяются ст. 9 Закона об аквакультуре.

Кроме того, как следует из положений Закона, право собственности на рыболовный участок остается за соответствующим публично-правовым образованием, рыбоводное хозяйство заключает договор пользования данным участком. Этот договор заключается по результатам торгов, проводимых в форме конкурса или аукциона, за исключением случаев заключения договора с некоммерческим рыбоводным хозяйством, когда договор пользования является также безвозмездным. Порядок организации и проведения торгов на получение права пользования рыбоводным участком устанавливается Правительством РФ.

Необходимо отметить также, что проект Закона об аквакультуре содержал четкие определения пастбищной, индустриальной и прудовой аквакультуры, хотя из окончательного варианта законодатель решил их убрать. Дается лишь краткое описание каждого из видов, к примеру, указание, что индустриальное рыбоводство осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания. Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы.

Законом вводится новое понятие – ремонтно-маточные стада. Это разновозрастные группы объектов аквакультуры, используемые для селекционных целей, целей воспроизводства объектов аквакультуры с высокими племенными и продуктивными качествами, сохранения водных биологических ресурсов. При этом формирование, содержание, эксплуатация и учет таких стад по общему правилу производится за счет рыбоводного хозяйства. Правительством РФ также должна быть разработана методика формирования, содержания и учета ремонтно-маточных стад в целях сохранения водных биологических ресурсов, а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен вести реестр таких стад.

Закон об аквакультуре вступает в силу с 1 января следующего года, за вычетом единственного исключения. Положения Закона, устанавливающие возможность перегрузки уловов водных биоресурсов и производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота при прибрежном рыболовстве, уже вступили в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования Закона (с 13 июля 2013 года). Безусловно, очень важное новшество, тем более во время сезона вылова. Правда, тут надо сразу оговориться, что районы такой добычи (вылова) водных биологических ресурсов с указанием конкретных видов биоресурсов определяются Правительством РФ по представлению органов государственной власти прибрежных субъектов РФ.

В заключение нелишним будет заметить, что пищевая и непищевая рыбная продукция, полученная с помощью рыбоводства, составляет значительную часть общего числа таковой продукции в Китае, Японии, Таиланде и многих других государствах. С помощью принятого Закона планируется к 2020 году в четыре раза увеличить производство получаемой путем рыбоводства продукции. Таковы планы законодателя, но их реализация зависит и от множества других участников, в том числе и от исполнительной власти. Помимо самого закона необходимо также принятие нескольких десятков подзаконных актов, уточняющих его нормы, проекты которых уже разрабатываются Правительством РФ. И действенность нового Закона во многом будет определяться этими актами.

11.10.2013, 3369 просмотров.










Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00