Наводнение: как возместить убытки?
Не так давно Дальний Восток России подвергся серьезным испытаниям – на него обрушилось наводнение, равного которому еще никогда не фиксировали в наших краях. Ущерб от паводка колоссален, сумма убытков, по предварительным оценкам, превышает несколько миллиардов долларов. Разгул стихии сопутствовал или даже был причиной достаточно важных политических изменений. Но в рамках данной статьи хотелось бы поговорить о других последствиях, менее глобальных, но не менее важных.
Речь пойдет о возмещении ущерба гражданам и организациям, пострадавшим в результате действий паводка, а также действий (бездействия) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов.
Комментирует ситуацию Александр Лучник.
Как известно, Президент РФ В.В. Путин во время своего визита на Дальний Восток распорядился о выплатах лицам, пострадавшим от наводнения. Итогом стало подписание Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», который устанавливает весьма существенные обязанности государства по отношению к лицам, пострадавшим от паводка. Подпункт «б» п. 2 указа устанавливает размер выплат единовременной материальной помощи гражданам, признанным пострадавшими от наводнения, в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости.
Также данным указом устанавливается обязанность принятия мер по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а при отсутствии необходимости отселения – выделение средств на ремонт жилья из расчета 5 тысяч рублей на один квадратный метр жилья. Данная мера должна быть предпринята до 30 сентября 2013 года.
Большой интерес также представляет подп. «е» п. 3 указа, устанавливающий в срок до 1 ноября 2013 года предоставление Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от крупномасштабного наводнения, на возобновление их деятельности. Условия отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в целом зависят от организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности, средней численности работников за предшествующий календарный год и размера выручки без НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. К ним также относятся индивидуальные предприниматели. Порядок и размер предоставления субсидий пока не опубликован, по всей видимости, это будет сделано в ближайшее время.
Согласно подп. «ж» п. 2 указа Правительству РФ в срок до 15 октября 2013 года необходимо обеспечить предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на уплату процентов по кредитам (займам) и лизинговых платежей, а также предусмотреть оказание им несвязанной поддержки на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных посевных площадей. При этом субсидии будут предоставляться из расчета до 2 тысяч рублей на
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также реализацию этой продукции при условии, что доход от этой реализации составляет не менее 70% от годового дохода. Перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства от 11.06.2008 № 446. Также к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Помимо указанных выше мер не следует также забывать и о других возможностях, предусмотренных действующим законодательством. В частности, возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституции и уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов. Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает перечень прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме названных, также существует Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и План сельскохозяйственного страхования на 2013 год, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 14.03.2013. Данные документы устанавливают, при страховании каких культур и видов животных страхователь может рассчитывать также на государственную помощь, а также предельные размеры ставок для расчета размера субсидий.
Также в ближайшем будущем следует ожидать некоторого увеличения количества судебных исков, связанных с взысканием страхового возмещения, перерасчетом суммы этого возмещения. Естественно, это касается только того имущества, которое было застраховано до наступления паводка.
Стоит также добавить, что премьер-министр РФ Д.А. Медведев поручил разработать законопроект об обязательном имущественном страховании на случай наступления стихийных бедствий, обосновав необходимость закона теми колоссальными убытками, которые несет федеральный бюджет «из-за принятой в России традиции покрывать понесенный гражданами ущерб от стихийных бедствий за государственный счет», размер убытков при этом может исчисляться сотнями миллиардов рублей. Идея, безусловно, интересная, ведь федеральный бюджет состоит в том числе и из денег налогоплательщиков, а премьер говорит о возложении бремени возмещения убытков на страховые компании. Возможно, страховым компаниям будет оказываться государственная поддержка. При этом часто проводится аналогия с США, в которых около 90% всего имущества застраховано. Однако в России услугами добровольного страхования имущества пользуется всего около 10% населения, а предпосылок для увеличения этого числа в настоящее время немного. Также необходимо вспомнить и введение обязательного страхования автогражданской ответственности, которое было призвано упростить процедуру, максимально приблизить ее к западному варианту «обмена визитками страховых компаний», но на практике привело также и к значительному увеличению количества судебных исков против страховщиков, не желающих платить выгодоприобретателям по договору страхования. Таким образом, указанный законопроект должен также содержать ряд мер по защите прав граждан и организаций при наступлении страхового случая, в противном случае страхователи рискуют остаться и без имущества, и без компенсации за его потерю.
18.10.2013, 4115 просмотров.