Брендинг – это важно

Торговая марка, товарный знак, знак обслуживания, логотип. Существует много терминов, с которыми может столкнуться человек, открывающий свое дело. Данные термины появились в современной российской истории относительно недавно, как и рыночная экономика и частная собственность на средства производства. Именно поэтому в данной статье пойдет речь о правовом регулировании товарного знака.

Для начала необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации выделяет только термины «товарный знак» и «знак обслуживания», отводя им вместе с иными средствами индивидуализации отдельную главу в четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации Знак обслуживания, по сути, является тем же самым, только в отношении не товаров, а оказываемых услуг, и правовое регулирование данных средств индивидуализации абсолютно одинаковое, поэтому в рамках данной статьи мы будем пользоваться первым термином. Сам термин «товарный знак» является переводом английского термина «trademark» (торговая марка, знак, ™). В России зарегистрированный товарный знак обозначается знаком ® либо словосочетанием «товарный знак».

Законодатель не конкретизирует то, как именно должен выглядеть товарный знак. Поэтому товарный знак как средство индивидуализации, размещаемое на товарах, в рекламе, при оформлении магазинов, может быть оформлен различными способами. Обычно выделяют три разновидности товарных знаков:

1. Словесный. Таковым может быть слово или словосочетание, как несущее семантическую нагрузку, так и являющееся полнейшей бессмыслицей. Например, Почтой России зарегистрирован товарный знак «Имеешь право всё послать» (регистрационный номер 366417) или на первый взгляд не имеющий смысла «Ербилабук», зарегистрированный ЗАО «Рок-н-ролл»;

2. Изобразительный товарный знак представляет собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и т.д. Как правило, такие знаки называются логотипами или эмблемами. Примером такого знака может быть эмблема фирмы «Adidas» или стилизованные «форточки» «Windows»;

3. Комбинировванный (сочетающий изображение и текст). Такой товарный знак является сочетанием двух предыдущих. В качестве примера можно привести торговый знак «МТС» или «Сбербанк России».

Впрочем, встречаются и более экзотические товарные знаки. Например, «Coca-Cola» с переменным успехом регистрирует в различных странах уникальную форму стеклянной бутылки, в которой продаются напитки компании, а некоторые радиостанции (например, «Маяк») используют уникальную совокупность музыкальной и/или вокальной составляющей. В зарубежной практике известны случаи регистрации в качестве товарного знака львиного рыка («Metro-Goldwyn-Mayer») или запаха конского пота (им пропитаны кожаные сиденья автомобилей «Ford Mustang»).

Зачем нужен товарный знак? Во-первых, он позволяет отличить товар или услуги одного производителя от другого. Во-вторых, он выполняет роль рекламы (стилизованная золотистая заглавная латинская буква «m» на красном фоне не нуждается в дополнительных пояснениях). И в-третьих, зарегистрированный товарный знак позволяет его владельцу защитить свой товар от аналогичных продуктов других производителей, предлагающих менее качественный товар и стремящихся получить большую прибыль за счет сходства с более известным оригиналом, и избежать таким образом недобросовестной конкуренции. Так, например, Федеральная антимонопольная служба России признала сходными до степени смешения общую внешнюю форму, композиционное и цвето-графическое оформление упаковок масла «Valio» от финской компании и «Баба Валя», созданного российскими производителями. Впоследствии российскому производителю пришлось изменить оформление своей продукции.

На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, причем обладателем такого права может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Созданием товарного знака можно заниматься самому, а можно довериться профессионалам, которые могут заранее проверить, не имеется ли уже аналогичных зарегистрированных товарных знаков, что позволит избежать судебных тяжб в будущем. При этом товарный знак должен быть уникальным, так как является, по сути, средством индивидуализации. Один из наиболее известных в российской практике примеров — это ребрендинг товарного знака упомянутой выше компании «МТС». Созданием бренда занималось всемирно известное британское агентство Wolff Olins. На правом квадрате белыми буквами написано название бренда, а на левом — сквозное изображение белого яйца, которое должно символизировать внешнюю простоту, за которой скрывается сложное содержание (во всяком случае, такова была задумка авторов).

Государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и занимает в среднем 12-18 месяцев.

Требования к товарному знаку, а также процедура его регистрации подробно регламентированы параграфом 2 главы 76 Гражданского кодекса РФ, а также рядом подзаконных актов, например, приказом Минэкономразвития от 20 июля 2015 года № 482. Так, процедуру создания и регистрации товарного знака условно можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовка товарного знака к регистрации и подбор классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). На этом этапе нужно определиться с окончательным вариантом товарного знака и проверить его на уникальность (самостоятельно или обратившись к профессионалам). Нельзя недооценивать серьезность данного этапа, проведя некачественную подготовку, можно потерять не только время, но и деньги.

2. Подготовка заявки и ее подача, уплата государственной пошлины. Подать заявку на товарный знак можно на личном приеме в ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС), отправить по почте или факсу, через веб-сайт ФИПС или Единый портал государственных услуг. Необходимо иметь в виду, что в случае сопоставления двух товарных знаков по признаку их сходности до степени смешения приоритет, как правило, отдается тому товарному знаку, на который раньше была подана заявка на регистрацию.

3. Формальная экспертиза документов по признаку полноты представленных документов специалистами ФИПС. В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае неполноты представленной информации заявителю необходимо в течение 3 месяцев устранить выявленные недостатки.

4. Экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарным знакам, а также отсутствие основания для отказа в государственной регистрации товарного знака (статья 1483 Гражданского кодекса РФ), устанавливается приоритет товарного знака. Это наиболее длительный этап регистрации товарного знака. Во время проведения экспертизы ФИПС также может направлять заявителю различные запросы, а заявка может уточняться.

5. Получение свидетельства на товарный знак. Начиная с этого момента право на использование товарного знака может быть передано другим лицам (например, по договору франчайзинга), а обладатель такого права может пользоваться законными средствами для охраны своих прав, в том числе и от недобросовестных конкурентов.

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака и может быть продлено еще на десять лет в последний год срок, причем продлеваться это право может неограниченное количество раз.

В заключение хотелось бы отметить, что регистрация товарного знака содержит в себе много нюансов, непонятных для неподготовленного человека, а к регистрации товарного знака нужно подходить как можно тщательнее.

31.05.2018, 483 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00