Главная Публикации Эксперты Рекламные технологии Размещаем наружную рекламу правильно

Размещаем наружную рекламу правильно

Как показывает практика, размещение наружной рекламы и информации часто вызывает ряд вопросов у предпринимателей города. Какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Комментирует Василий Аристов, начальник отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.

Размещение наружной рекламы и информации сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд, может показаться, что если речь идет о небольшой конструкции или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая реклама и информация, за исключением вывески, размещаемой с учетом положений п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы или информации без такого разрешения может привести к серьезным штрафам, а также к их демонтажу.

Размещение рекламных и информационных конструкций на территории Хабаровска осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы.

Однако, существует также понятие информационных конструкций, которые размещаются непосредственно на зданиях, строениях, сооружениях, землях или земельных участках в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица – производителя товаров, работ, услуг и не содержащие сведений рекламного характера.

Что за конструкция?

Часто у предпринимателей возникает вопрос: «рекламная» или «информационная» конструкция планируется к размещению, а может быть, это «вывеска»?

Основные ошибки сводятся к тому, что «вывеска» - это конструкция, предусмотренная к размещению в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы на вывеске. Следовательно, размещение вывески не требует регистрации и получения согласия собственников имущества, на котором планируется ее размещение.

Вместе с тем, законодательство не содержит указания на то, что информация о профиле деятельности предприятия, либо об ассортименте реализуемых товаров и услуг является обязательной к размещению, следовательно, конструкции, содержащие такую информацию, могут рассматриваться в качестве информационных, требующих регистрации в органе местного самоуправления.

Следует учесть, что конструкция признается размещенной в месте нахождения организации, в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также, непосредственно, над или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующее предприятие.

Все должно быть официально

Размещая на фасаде собственного магазина, автосервиса или, например, ателье, информацию о своем заведении, владелец бизнеса должен быть твердо уверен в законности размещения такой информации.

Важно четко понимать, где проходит грань между информацией и наружной рекламой. От этого зависит, как правильно учесть понесенные на их изготовление затраты.

Согласно определению, установленному ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, и на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Исходя из сложившейся практики, предприниматели часто путают «информационная конструкция» или «рекламная конструкция» планируется к размещению.

Федеральной антимонопольной службой РФ 27.12.2017 были даны разъяснения, касаемо отличия этих понятий, которые можно рассмотреть подробнее.

При оценке размещаемой или планируемой к размещению информации, на предмет ее отнесения к информационной или рекламной конструкции необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

В процессе решения вопроса о размещении на здании информационной или рекламной конструкции, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства ее размещения.

Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако, если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации.

Крышная конструкция, размещаемая на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра, не содержит рекламу и рекламной конструкцией не является.

Кроме того, конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций.

Соответственно, на такие конструкции распространяются требования Правил благоустройства в г. Хабаровск.

В случае размещения конструкции вне места нахождения организации, она признается рекламной вне зависимости от той информации, которая в ней содержится. Эта норма относится не только к конструкциям, размещенным на зданиях и сооружениях, но и к размещенным на земельных участках.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).

Однако, размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота. Размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой, следовательно относятся к информационным конструкциям. Размещение сведений об АЗС иными способами, к примеру, информация о скидках и акциях, будет рассматриваться в качестве рекламы.

Для получения разрешения на размещение рекламной или информационной конструкции нужно обратиться в органы местного самоуправления с заявлением, к которому необходимо приложить письменное согласие собственника имущества на котором планируется размещение конструкции, дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной или информационной конструкции в виде дизайн проектов, или эскизных проектов, прошедших процедуру согласования.

Если планируется размещение конструкций на государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции необходимо получать через торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности Хабаровска, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

Стоит отметить, что независимо от статуса конструкции, будь она рекламная или информационная, без разрешительных документов, полученных в органе местного самоуправления, установка и эксплуатация не допускается и данные конструкции подлежат демонтажу.

Борьба с нарушителями

При выявлении незаконно установленных рекламных и информационных конструкций департамент организовывает их принудительный демонтаж, с последующим требованием о компенсации средств, затраченных из городского бюджета на демонтаж, транспортировку и хранение конструкций.

Демонтаж незаконно установленных конструкций осуществляется независимо от факта привлечения к административной ответственности за данное нарушение, и не является его следствием.

Незаконное размещение конструкций влечет за собой наложение штрафов.

Так, за установку информационных конструкций без регистрации в администрации города, штрафы варьируются от 500 до 25 тысяч рублей в соответствии со ст. 37.1 КоАП Хабаровского края, когда за установку рекламной конструкции без разрешения положен штраф по статье 14.37 КоАП РФ от 1 тысячи до 1 млн руб.

В 2017 демонтировано порядка 2000 конструкций, в том числе около 1200 объектов рекламной и визуальной информации, размещенной вдоль дорог (рекламно-информационные материалы, агитационная и концертная деятельность, листовки и т.п.).

Помимо этого, с целью недопущения незаконного размещения рекламных и информационных конструкций на территории города Хабаровска с 1 июля 2016 г.  департаментом запущена программа по информированию владельцев конструкций, нарушивших установленный нормативными правовыми актами порядок размещения объектов наружной рекламы на территории города.

За время работы данная система зарекомендовала себя, как эффективный метод борьбы с незаконным размещением рекламно-информационных материалов. В результате, массовость при размещении таких материалов вдоль автомобильных дорог свелась практически к нулю.

В 2017 году было решено применить данную программу к материалам, размещенных на объектах незавершенного строительства, заборах и павильонах (продам, аренда, сдам и т.д.), а также незарегистрированным конструкциям, размещенных на зданиях и МКД. Около 200 номеров было подключено за отчетный период в систему оповещения, впоследствии чего, более 1000 конструкций и материалов демонтировано их владельцами.

В 2018 году мероприятия по выявлению незаконно установленных рекламных и информационных будет продолжена.

Значимые изменения

Дополнительно хотелось бы проинформировать предпринимателей, что в апреле текущего года внесены изменения в постановление администрации города Хабаровска № 1330 от 09.04.2014 «Об утверждении типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории городского округа «Город Хабаровск».

Изменения коснулись рекламных конструкций, планируемых к размещению на крышах. На сегодняшний день, не допускается размещение крышных рекламных конструкций высотой более 1 м для одноэтажных зданий, строений, сооружений. Для зданий, строений, сооружений двух и более этажей установка крышных рекламных конструкций осуществляется в соответствии с проектной документацией на рекламную конструкцию. В случае, если установка крышной рекламной конструкции предполагается на здании, строении, сооружении, на котором уже эксплуатируется крышная рекламная или информационная конструкция, высота размещаемой крышной рекламной конструкции ограничивается по уровню уже размещенной конструкции. Данные требования также распространяются на конструкции, планируемые к размещению на крышах нестационарных торговых объектов. Размещение рекламных конструкций на крышах павильонов, совмещенных с остановочным навесом для ожидания общественного транспорта, не допускается.

Внесены изменения в требования по оборудованию внутренним подсветом временных конструкций.

Теперь конструкции, размещаемые на нестационарных торговых объектах, а также на световых опорах, расположенных на территории зон I, II города, определенные решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 № 280 «Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», должны иметь внутренний подсвет информационного поля и быть оборудованы системой аварийного отключения от сети электропитания. При подаче заявления на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предприниматели должны будут подтвердить наличие оборудования конструкции внутренним подсветом соответствующими документами, что позволит снизить коэффициент расчета платы за право размещения конструкций, в случае ее размещения на муниципальном имуществе.

Вместо итога

Подводя итоги, можно сделать вывод, что существует множество нюансов при определении вопроса рекламная ли конструкция планируется к размещению, или все же информационная. В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально.

Необходимо задуматься об этом еще до изготовления конструкции. Обратиться к специалистам департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска за разъяснениями и консультацией по вопросам определения типа конструкции и необходимости ее регистрации.

Размещайте рекламные и информационные конструкции грамотно, это поможет вам избежать штрафов и убытков, которые могут возникнуть при принудительном демонтаже вашей конструкции.

08.06.2018, 302 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00