Главная Публикации Эксперты Информационные технологии Умеют ли программы предсказывать будущее? Примеры использования «умного» ПО

Умеют ли программы предсказывать будущее? Примеры использования «умного» ПО

Ну когда, когда же эти компьютеры будут все делать за нас? Пожалуй, это негуманно желать власти бездушным машинам. Но посмотрите вокруг! Еще буквально несколько десятков лет назад люди жили без света. Сегодня без света перестает работать вся инфраструктура. Более того, по праву можно сказать, бизнес не может существовать без компьютера, если только это не торговля помидорами с грядки на автобусной остановке. Так какие из уже существующих технологий подумают о нас и за нас?

Об этом рассказывает Валерий Мамровский, директор ООО "Ду Ит".

Условно интеллектуальные инструменты можно разделить на две части: есть те, которые анализируют большой поток данных, полученных заранее, и выдают результат или даже предпринимают определенные действия, другие же принимают интеллектуальное решение прямо сейчас (или по заданному расписанию).

Сложные системы по анализу данных входят в группу продуктов Business Intelligence (сокращенно BI бизнес-анализ, бизнес-аналитика, понятие существует с 1989 года). Это специальные программные комплексы, которые позволяют выполнить анализ очень большого количества данных. На выходе они дают вам решение, наиболее оптимальное и выгодное с точки зрения расчетных формул.

Давайте на примере посмотрим, чем такие системы могут быть полезны. Допустим, у вас есть входящий поток клиентов. Все данные по каждому клиенту вносятся в CRM-систему (записываются все действия, совершенные с клиентом). Благодаря этому вы знаете, сколько длится каждый звонок, как часто происходят встречи с клиентом, сколько сделок было заключено и счетов оплачено. У вас есть статистика и прочие данные, которыми можно оперировать. К примеру, таких клиентов 10 000. И вам нужно разделить их на A-B-C категории по 30 или 40 критериям. Если доверить данную работу человеку, то понадобится целый отдел, который будет в течение недели или месяца просчитывать и сопоставлять все данные. Скорее всего, при этом будет допущен ряд ошибок. Итоговая стоимость вложения средств в такую задачу может быть колоссальной. Программа же выполнит ваш ABC-анализ за несколько минут, и это сделает издержки минимальными. Результат можно будет корректировать, исключая или добавляя новые параметры и формулы, а затем проводить повторный просчет.

При использовании систем бизнес-аналитики вы можете получить не только анализ, но и прогноз данных. Например, для той же базы клиентов можно сделать расчет динамики показателей за несколько лет существования компании. После анализа данных система с большой вероятностью сможет предсказать оборот по следующему периоду с учетом динамики роста, сезонности и многих других факторов. Анализировать можно любые данные, а значит, при умелом использовании таких систем границ попросту не существует.

Второй тип программ стал актуален в последнее время и все чаще используется, хотя мы этого даже и не замечаем. Это программы, которые в мгновения просчитывают информацию и выдают результат, полезный именно для конкретного пользователя. Самый простой пример интеллектуальных систем это реклама, которая показывается в бесплатной почте Google. Если присмотреться, то вы заметите, что результат рекламы очень похож по смыслу на то письмо, которое вы читаете. Очень много интернет-магазинов стали использовать интеллектуальные модули. Например, интернет-магазины продуктов питания. Скоро эти рекомендации станут все больше и больше соответствовать нашим желаниям. Кто знает, может, скоро в каждом доме холодильник будет сам покупать продукты, причем именно те, которые нам необходимы. Хотя уже сейчас такие холодильники существуют.

Еще один яркий пример это социальные сети. В данных сайтах все больше и больше применяются системы анализа данных, после которого вы получите выдачу самых интересных новостей, самых популярных песен, соответствующих вашим интересам сообществ и т.п. Причем список вы получите подстроенным именно под вас, а не под общие тренды или статистику.

Среди устройств можно отметить приход прогресса и к нам в город. В частности, в одном из банков уже можно приветствовать интеллектуального андроида робота, встречающего у дверей. Он предлагает записаться в электронную очередь или получить ряд информационных услуг, не теряя времени на очереди. Если в нашем небольшом городе уже такие инновации, то представьте, как комфортно можно себя почувствовать в странах, где большее количество внедренных технологических новинок?

Среди обыденных вещей тоже есть что отметить. Все знают понятие «умный дом», ну или, по крайней мере, слышали о нем. Но мало кому известно, что в таком доме, если повесить в шкаф одежду, то наутро вы получите постиранную и поглаженную вещь. Что робот пылесосит и моет полы, пока вас нет дома. Во время отсутствия можно настроить проветривание помещения днем и автоматическую температуру в разных комнатах, которая будет поддерживаться постоянно. Для многих подъездов уже не новинка авто-включение света с того момента, как ты заходишь в помещение.

Но что можно автоматизировать «с умом» в бизнесе уже сегодня? Многие кафе и торговые центры начали пользоваться системой push-уведомлений (от слова push –  «проталкивать»). Как только ты входишь в зону действия Wi-Fi данного заведения, тебе моментально приходит приветственное сообщение, а также информация о блюде дня или блюдах со скидкой. Это, естественно, очень приятно для посетителей и создает дружественный настрой.

Для клиентов милым сюрпризом становится предложение на день рождения купить подходящие именно им вещи и услуги со значительной скидкой. Такое предложение поступает по электронной почте, а в случае если клиент ничего не купил, то предлагается бесплатное продление скидки на 10 дней, причем со скидкой на уже группу товара, которой пользователь интересовался ранее. Такие бережные продажи приносят свои плоды, и тут двойная радость: и клиент доволен, и поставщику приятно.

Многие предприятия вообще перешли на централизованные системы, расположенные в Интернете, так как они помогают оперативно получать информацию филиалам или удаленным офисам. Одна из известных пиццерий небольшого города Сибири, распиаренных в Интернете, полностью автоматизировала производство. Причем на каждом этапе система показывает, успевает ли специалист выполнить свой блок в процессе, стимулирует подсказками побыстрее делать работу, если он не успевает, или же хвалит за то, что все сделано вовремя. Клиент видит, на какой стадии готовности пицца, а время строжайшим образом спроектировано так, чтобы клиент не ждал, а лишь наслаждался процессом и результатом. Помимо этого система сама заранее напомнит отделу закупок о том, что кончаются коробки, необходимо закупить определенные продукты и т.п.

Ярким примером интеллектуальных систем является программный комплекс для ресторанов. Помимо того, какой заказ сделал стол, в систему вносится то, что конкретно за столом заказал каждый из посетителей. На кухню поступает список, который позволяет приготовить все блюда в порядке, в котором необходимо подать блюда, а не в котором они быстрее приготовятся. В случае задержки какого-то из конкретных заказов официанту приходит напоминание, что необходимо оповестить клиента. В случае сильной задержки предлагается дать клиенту бесплатный напиток за счет заведения. После повторного посещения заведения клиенту достаточно сказать «как в прошлый раз», для того чтобы сделать заказ, так как введена система индивидуальных скидок для каждого посетителя с именными картами. После внедрения подобного программного комплекса в одном из ресторанов России количество повторного возврата клиентов возросло до 87%. Заведение ввело расписание на свободные столики и выросло до сети ресторанов.

Давайте посмотрим и в сторону карт и программ, связанных с расположением. Сегодня GPS незаметно для пользователя позволяет быстро получить координаты и сообщить о заведениях вокруг него. Какие из них работают и даже какие из них подешевле. Очень скоро такие системы будут показывать рейтинг и наличие свободных мест. Причем для России и Дальнего Востока это может быть и новинка, а вот для развитых стран уже обыденность.

Все больше и больше бизнес стремится приблизиться к клиенту. В ближайшем будущем мы получим отличный сервис за минимальную стоимость. Потому что конкурентным преимуществом многих компаний будут «умные» системы, подсказывающие и предугадывающие наши желания. Чего мы с нетерпением ждем.

25.10.2013, 2850 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00