Бюджетные параметры
По традиции перед началом нового года мы задали несколько вопросов директору финансового департамента администрации г. Хабаровска Валерию Соколову о бюджете – основополагающем документе города, в соответствии с которым строятся доходы и расходы муниципалитета и от параметров которого во многом зависят развитие городской экономики и стабильность его социальной сферы.
– Валерий Евгеньевич, с 2014 года в администрации Хабаровска перешли на трехлетнее планирование бюджета. Вы могли бы оценить его преимущества по сравнению с ежегодным бюджетом?
– Планирование бюджета на трехлетний период широко известно в мировой практике и называется «скользящей трехлеткой». Помимо утверждения параметров очередного года мы утверждаем проекты планового периода, они становятся основой следующего бюджета. Преимущества – это долгосрочная перспектива и предсказуемость бюджетных планов.
Государственные программы, в которых участвует город Хабаровск, также планируются на три года. В краевом законе о бюджете мы видим предоставляемый объем дотаций, субвенций, субсидий. Мы четко знаем, что такой объем финансирования гарантируется не на год, а на три, поэтому планируем свою работу с перспективой. Кроме того, распорядители бюджетными деньгами получают возможность заключать со своими основными поставщиками продукции, товаров и услуг контракты сразу на три года.
Бюджетную и налоговую политику, как и бюджет города, мы формируем на три года. Такое перспективное планирование позволяет более гибко и точно подходить к решению финансово-хозяйственных вопросов, а также планировать поэтапную реализацию долгосрочных проектов.
При подготовке основных направлений бюджетной политики на 2015–2017 годы кратко подведены итоги бюджетной политики, проводимой в 2013 году и за истекший период текущего 2014 года. Это база для формирования новой трехлетки.
– Какова степень исполнения бюджета города текущего года?
– На 1 ноября текущего года в бюджет города поступило налоговых и неналоговых доходов 6691,9 млн руб., в том числе налоговых платежей в сумме 4680,3 млн руб., неналоговых платежей – 2011,6 млн руб. Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Хабаровска в 2014 году оценивается в сумме 8023,4 млн руб., в том числе налоговые доходы – 5783,6 млн руб., неналоговые доходы – 2239,8 млн руб.
Объем дотаций, субсидий и субвенций, полученных с начала 2014 года от других бюджетов, составил 5592 млн руб., или 86,1% от запланированного годового объема (6494 млн руб.).
Исполнение на ту же дату по расходам составило 11 млрд 129 млн руб., или 68,7% от годовых назначений – 16 млрд 192 млн руб.
Освоение средств, запланированных в бюджете города на капитальные вложения, до конца года составило 100% бюджетных ассигнований от предусмотренных 2881 млн руб.
В 2014 году завершено строительство муниципального жилья взамен утраченного в результате наводнения 2013 года. На данные цели в бюджете запланировано 592 млн руб., в том числе 307 млн руб. за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Также в текущем году сдан в эксплуатацию крематорий на территории кладбищенского комплекса в с. Матвеевка.
Кроме того, в 2014 году начато строительство сквера «Город воинской славы», планируется начать строительство трех детских садов на 650 мест по ул. П.Л. Морозова, ул. Суворова и в микрорайоне Волочаевский городок.
– Санкции, кризисные явления в экономике как-то повлияли на основные параметры бюджета следующего года?
– По оценке Минфина России, 2015 и 2016 годы будут самыми сложными. Снижение темпов экономического роста, нестабильная ситуация на валютном и банковском рынках, соответственно, удорожание банковских кредитов, влияние политической ситуации на Украине на экономику России – вот главные факторы, влияющие на формирование бюджета.
Рост налоговых доходов замедляется, при этом социальные обязательства мы не только не можем снижать, но и обязаны индексировать. Рост текущих расходов также не позволяет нам снижать капитальные вложения. По многим объектам бюджет города выступает в доле софинансирования.
В предстоящей трехлетке от нас требуется проведение крайне взвешенной бюджетной политики. В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов мы должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на полное обеспечение первоочередных расходов и снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств или принятие новых.
Задача действительно сложная – соблюсти баланс между стабильным наполнением бюджета за счет налогов и обеспечением социальной поддержки граждан. Для решения этой задачи сегодня, как никогда, должна быть слаженная работа всех структур города и депутатов Хабаровской городской думы.
– Доходная часть бюджета – каковы ориентиры на 2015 год?
– Формирование доходов бюджета города Хабаровска на 2015 год осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития города Хабаровска, основных направлений бюджетной и налоговой политики, оценки поступлений доходов в бюджет города в 2014 году и прогнозных показателей администраторов доходов.
В расчетах доходов бюджета города учитывалось действующее бюджетное и налоговое законодательство, а также изменения, вступающие в действие с 1 января 2015 года:
1. Федеральным законом № 221-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ» увеличиваются размеры по отдельным видам государственных пошлин, зачисляемых в бюджет города.
2. С учетом вступающих в силу с 01.01.2015 результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр, пересмотрены ставки земельного налога по отдельным видам разрешенного использования земельных участков.
3. Исчисление налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 будет осуществляться в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
4. Увеличиваются с 01.01.2015 ставки транспортного налога в отношении отдельных категорий транспортных средств в среднем на 12%.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета города на 2015 год прогнозируются в сумме 8587,0 млн руб., в том числе налоговые – 6227,4 млн руб., неналоговые – 2359,6 млн руб. Темп роста к оценке исполнения 2014 года составит 107%.
– Теперь о расходах. Бюджет города 2015 года сохранит свою социальную направленность?
– По своей структуре бюджет города традиционно останется социально ориентированным. Будет учтена необходимость дальнейшего исполнения указов Президента Российской Федерации, направленных на решение приоритетных задач экономического и социального развития. Мы выдержим сложившийся годами процент не менее 60 по социально ориентированным расходам. Это будет составлять более 8 млрд руб.
– Отдельно хотелось бы спросить о финансировании мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Что запланировано?
– Утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске на 2014–2020 годы».
Объемы финансового обеспечения составляют:
–
–
–
–
В рамках программных мероприятий предпринимателям предоставляется финансовая поддержка, проводятся консультации и обучающие мероприятия, в том числе обучающий курс «Начинающий предприниматель». Организуются сессии, тренинги, семинары, мастер-классы, бизнес-лекции, круглые столы, тематические выставки и конференции по вопросам развития и ведения бизнеса.
Внедрены новые формы содействия развитию предпринимательства – предоставление следующих субсидий:
– для компенсации процентной ставки по кредитам;
– компенсации расходов на участие в выставках-ярмарках;
– по оплате электроэнергии производителям социально значимых товаров;
– возмещение затрат на создание рабочих мест для отдельных категорий населения (инвалидов, одиноких женщин, имеющих детей);
– на оказание услуг детского дошкольного образования.
Проводятся ежегодные конкурсы: «Лучший предприниматель города Хабаровска», «Хабаровская марка», конкурсы управления торговли, питания и бытового обслуживания.
Планируются субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на развитие новых направлений поддержки малого и среднего предпринимательства.
– Каково соотношение программных и непрограммных расходов бюджета на следующий год?
– Как я уже неоднократно говорил, с 2015 года коренным образом изменен принцип построения бюджета: теперь он будет иметь программный вид. В чем его принципиальное отличие? При переходе на программный бюджет все мероприятия муниципальных программ будут отдельно прописаны в бюджете. Таким образом, установится прямая связь между результатами реализации программ и финансовыми затратами.
Предполагается сохранить долю расходов бюджета города, формируемую в рамках муниципальных программ на 2015 год, на уровне 90–92%, в объеме 12 млрд руб. Непрограммные расходы в планируемом году составят 1,2 млрд руб., а это около 10%. Мы ставим перед собой задачу снизить к 2018 году долю непрограммных расходов до 6%.
27.12.2014, 5427 просмотров.