КАК МЫ БУДЕМ БОГАТЕТЬ, или Синергия земли дальневосточной
Когда губернатор Вячеслав Шпорт подписал распоряжение об учреждении министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, многие задались вопросом: зачем? Оказалось, того требует краевая инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2020 года.
О том, на каких принципах будет строиться работа нового ведомства, мы беседуем с министром инвестиционной и земельно-имущественной политики края Юрием Чайкой.
– Юрий Афанасьевич, расскажите подробнее о структуре нового министерства. Какова цель его создания?
– Цель создания министерства – координация всех инвестиционных процессов в крае. Усиление работы по привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры и включению инвестиционных проектов в действующие федеральные целевые и государственные программы.
В министерстве четыре структурных блока. Инвестиционно-инновационный блок – преемник комитета по инвестициям и инновационному развитию – состоит из управлений по инновационному развитию, по работе с инвестиционными проектами, подготовке инвестиционных площадок и комплексным проектам. Это ТОСЭРы, портовая особая экономическая зона, Большой Уссурийский остров.
Огромная работа ведется с инвесторами всех площадок и территорий. Для нас важны все инвесторы – предприниматели, готовые вкладывать свои средства в территорию края.
Не менее важна работа с инновационным бизнесом. Впервые в крае по нашей инициативе в Комсомольске-на-Амуре прошла питч-сессия (по-русски говоря, представление) инновационных стартап-проектов для представителей фонда «Сколково». Это шаг к масштабному сотрудничеству Хабаровского края с фондом.
Мероприятие проводилось с целью презентации серьезного инновационного потенциала, которым обладает город Юности, в частности технический университет и действующий при КнАГТУ технопарк. Уверен, что «Сколково» поможет ребятам зарабатывать деньги.
Кстати, мероприятие прошло в рамках выездного заседания общественного совета при комитете по инвестициям и инновационному развитию Хабаровского края. Участники получили уникальную информацию, побывали на градообразующих предприятиях Комсомольска-на-Амуре, многие – впервые.
Второй министерский блок направлен на корпоративное и антикризисное управление краевыми предприятиями, работа которых не всегда эффективна. Направление новое, тяжелое, но важное. Мы хотим поднять корпоративное управление на совершенно другой уровень за счет внедрения новых стандартов управления.
– Каких, например?
– Известно, что уровень технологий, состояние организации производства, организация управления предприятием – это те «киты», на которых базируется работа любого предприятия. И влияние этих внутренних факторов зачастую сильнее всех предпринимаемых извне мероприятий, к примеру инвестиций, заказов.
– Ваше министерство целиком поглотило бывшее министерство имущественных отношений?
– И еще «приобрело» специалистов из министерства сельского хозяйства. Фактически в новом министерстве сконцентрированы земельно-имущественные полномочия. Большой блок отвечает за все краевое имущество и землю, в том числе не связанные с инвестиционной деятельностью. Достаточно сказать, что только при передаче на субъект полномочий муниципалитетов по оказанию медицинской помощи на баланс края перешел огромный имущественный комплекс районных, участковых больниц с оборудованием, землями и т.п.
Однако основным направлением работы министерства должна стать земля для инвесторов. В нашем ведении будут все краевые земли, включая сельскохозяйственные угодья. И главная задача заключена в том, чтобы решать земельные вопросы в понятном и прозрачном формате.
Для этого создается геоинформационный портал, который поможет нашим потенциальным инвесторам определиться с выбором площадки. Портал предполагается сделать мультиязычным. Не только на русском и английском языках, но и в перспективе на китайском, корейском и японском.
Уже запущена пилотная версия интерактивной карты инвестиционных площадок на сайте Агентства инвестиций и развития Хабаровского края: www.khabkrai-invest.ru.
В тестовом режиме работает универсальная земельная карта www.map.khv.gov.ru.
– Первого марта вступили в силу изменения в 171-й Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Что это дает?
– Изменения, прямо скажем, революционные. Многое упрощается, много дается прав регионам для предоставления земли инвесторам. Это огромный плюс к нашей работе. Рассчитываем на значительное сокращение сроков предоставления земли для инвесторов. Но вопрос непростой, тем более в Хабаровске, где, помимо земли, необходима соответствующая инфраструктура.
Мы не должны концентрироваться только на земле в Хабаровске – край большой. Например, в Комсомольске-на-Амуре под строительство бизнес-инкубатора землю получили месяца за два. Так что надо разделять земли на «где хочу» (тут долго. – Авт.) и «где готово» (тут быстро. – Авт.).
И четвертый, не менее важный блок в министерстве – это аналитическая работа, результатом которой должна стать синергия (суммирующий эффект. – Авт.) от соединения первых трех блоков. Работаем на результат. Уже при формировании ТОСЭР мы увидели, насколько важно сосредоточить в одних руках землю, имущество и инвесторов.
– Юрий Афанасьевич, не дублирует ли работу вашего министерства Агентство инвестиций и развития Хабаровского края?
– Это совершенно самостоятельная некоммерческая организация, субсидируемая краем. Агентство является частью единой системы по работе с инвесторами в режиме «одного окна». У него нет тех прав, которые есть у министерства. Мы выделяем землю под проекты, координируем деятельность правительственных структур. Иными словами, сопровождаем инвестиционный проект.
Агентство занимается приемом всех заявок, в том числе и от нас. Упаковывает проекты по стандартным критериям – объемы, сроки и так далее. Оказывает широкий спектр консультационных услуг. У нас еще много инвестиционных инициатив, которые в дальнейшем требуется превратить в рабочие проекты.
– Как вписывается в краевую стратегию Дальневосточное агентство содействия инновациям?
– АНО ДАСИ создано в 2006 году. И надо сказать, за последние два года оно сильно выросло и перешло к реальным действиям. Назову лишь две программы: «Старт» и «Умник» по привлечению федеральных средств для малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере.
Они привлекли федеральные средства на развитие кластера авиа- и судостроения Хабаровского края. Третий год работает центр инжиниринга в Комсомольске-на-Амуре. Тоже их достижение. На базе этого агентства и будет создан консультационный центр фонда «Сколково». Их сайт www.dasi27.ru. В принципе, у каждого подразделения есть свои информационные порталы.
– Над какими проектами сегодня работает министерство?
– Пока нет ни одного проекта, который мы подняли бы с нуля. Но комитет по инвестициям успел подготовить «под ключ» заявки от резидентов под ТОСЭРы. Это более двадцати новых инвестиционных проектов.
Изначально это были три площадки: в Совгавани, Комсомольске и в Хабаровске – в районе села Ракитного. Если бы мы не успели с их подготовкой, то не было бы сейчас и ТОСЭРов. Работали достаточно напряженно. Сейчас идет согласование технических условий на магистральные сети. Ждем, когда для ТОСЭРов утвердят границы. Будем продолжать работу с резидентами. Так что «за кадром» идет очень большая работа.
– Кто из инвесторов уже готов работать в ТОСЭРах?
– Хабаровская компания «Невада», занимающаяся строительством перерабатывающих комплексов. ООО «Торэкс» планирует построить в Хабаровске небольшое металлургическое предприятие с миллиардными инвестициями. Могу назвать ООО «Трест Запсибгидрострой», предприятия «ТехноНиколь» и «Дорхан», завоевывающие новые позиции в строительной отрасли края, ряд агропромышленных предприятий и другие.
Минвостокразвития нашло для нас первого иностранного инвестора. Сингапурское предприятие Bitumina планирует строить в Хабаровске высокотехнологичный завод по производству составов и изделий на основе битума. В том числе для дорожных покрытий, строительства железных дорог, гидроизоляции мостов и сооружений, а также по производству влагоизоляционных и кровельных материалов. Сумма инвестиций в строительство завода составит 50 млн долларов США.
– Значит, в Хабаровском крае пока будет только два ТОСЭРа?
– В Комсомольске и Хабаровске. Третий ТОСЭР на Дальнем Востоке – площадка «Надеждинская» в Приморье. В этом году на создание инфраструктуры для трех дальневосточных ТОСЭРов и поддержку инвестпроектов предусмотрено бюджетное финансирование в объеме 6,3 млрд рублей и до 2018 года – около 40 млрд. В том числе на ТОСЭР в Комсомольске более миллиарда и ТОСЭР в Хабаровске – около 3 млрд рублей. При этом объем заявленных частных инвестиций составляет более 50 млрд руб.
В Комсомольске-на-Амуре авиационный завод формирует спрос на комплектующие для своего производства и передает на аутсорсинг сторонним предприятиям. Расчетные производственные объемы, которые можно будет передать будущим резидентам ТОСЭРа, впечатляют. В частности, механообработка около трех тысяч единиц деталей для гражданской авиации. Потенциальный инвестор – группа компаний «Энергия» – давний партнер Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода.
– Когда начнется строительство?
– К концу этого года. Как видите, времени на раскачку мало. Минвостокразвития создает федеральную управляющую компанию, которая возьмет на себя основную часть работы по созданию ТОСЭР.
– Юрий Афанасьевич, что-то сдвинулось в работе над ПОЭЗ?
– Важное решение по этому вопросу принято в Правительстве Российской Федерации 25 декабря 2014 года. Управление ПОЭЗами передали на региональный уровень. У нас в границу портовой особой экономической зоны входят два земельных участка площадью 290 га.
На мысе Мария есть два потенциальных резидента – порт Советская Гавань с объемом инвестиций 4,9 млрд руб. и проектом железорудного терминала мощностью 7,1 млн т в год. И вторым резидентом является ОАО «Росагроснаб» с объемом инвестиций 1,9 млрд руб., который планирует построить зерновой терминал мощностью 2,5 млн т в год и контейнерный терминал мощностью 0,4 млн TEU в год. На мысе Муравьева пока резидентов нет.
Появился интерес инвесторов к созданию рыбоперерабатывающего кластера, для чего необходимо расширить площадь территории ПОЭЗ в поселке Лососина и профинансировать ряд объектов.
Следующая задача – расширить выход на Ванинский куст, где реализуются крупные инвестиционные проекты. Там требуется серьезная государственная поддержка для снятия инфраструктурных ограничений. РЖД синхронизирует свои планы с инвесторами по увеличению пропускной способности железной дороги.
– Каковы планы на текущий год?
– На 2015 год Минвостокразвития разработало механизм поддержки крупных инвесторов. Условия такие: государство участвует в создании инфраструктуры, инвестор реализует свой проект, выполняя ряд социальных и бюджетных обязательств. На Дальнем Востоке всего шесть инвестиционных проектов утверждены «сверху». Из них два – в Хабаровском крае. И это уже большое достижение.
Компания «Сахатранс» строит угольный терминал в Ванинском порту. ОАО «Ургалуголь» в Чегдомыне разрабатывает угольное месторождение и запускает обогатительную фабрику.
Так что работы для нового министерства очень много. Предлагаю подвести предварительные итоги к концу этого года.
Светлана Николаева,
фото автора, Валерия Спидлена02.04.2015, 5377 просмотров.