Интерес к Дальнему Востоку и Хабаровскому краю, в частности, огромен
В преддверии очередного дня рождения края интервью журналу дал Губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт.
– Вячеслав Иванович, в канун дня рождения края мы ежегодно подводим итоги социально-экономического развития региона. Каждый год по-своему дорог, отмечен и юбилеями, и достижениями. Под эгидой каких знаменательных дат проходит этот год в крае?
– Из множества красных дат календаря нынешнего года я назову три: это 165-летие Николаевска-на-Амуре, 70-летие Победы, 15-летие Дальневосточного федерального округа. Каждая дата имеет особую значимость для нашей территории, и Хабаровский край сыграл в этих событиях весомую роль. Заостряя внимание на этих датах, мы можем проанализировать происходящее. Ведь они являются составной частью социальной, экономической и даже геополитической политики края и ДФО сегодня.
Первый русский пост, установленный капитаном 2-го ранга Г.И. Невельским, положил начало закреплению мирным путем российской государственности на Дальнем Востоке. Трудно переоценить те события международной значимости. Мы «стали твердою ногою на Амуре». И всегда Николаевск-на-Амуре играл весомую роль в геополитике и экономике российского Дальнего Востока.
Еще будучи депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, я прилагал все усилия, чтобы в Николаевске-на-Амуре была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, чтобы Николаевск не только сохранил, но и приумножил славу воздушных ворот севера края.
Мы это сделали! И новое здание аэропорта в канун 165-летия Николаевска-на-Амуре открыли. Есть все основания для создания на базе Николаевского воздушного терминала транспортного узла для перелетов в другие регионы страны – на Камчатку, Сахалин и в Якутию.
На встречах с жителями города, района я видел, что Николаевск-на-Амуре готов к наращиванию портовой мощности, модернизации рыбопереработки, развитию социально-культурной сферы. Есть идея создать здесь свободный порт. Устье Амура, лиман, выход в море – сам Бог велел заниматься обслуживанием грузов, создавать судоремонтные предприятия. Самое главное, жители любят свой город, есть кому воплощать самые смелые планы. Такой красивый теплый праздник они устроили – понятно же, что свое будущее они связывают с родной землей.
К 70-летию Победы мы готовились особенно. Прежде всего, все внимание было направлено на ветеранов войны. Мы понимаем, что время и возраст неумолимы. Назову такую печальную цифру: 599 ветеранов, встречавших 9 мая 70-летие Победы, не дожили до 70-летия окончания Второй мировой войны!
В этом году мы построили новые квартиры для 101 ветерана, а с 2008 года – момента Указа Президента Российской Федерации № 714 «Об улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» – обеспечили жильем 1042 ветерана войны и вдовы участников войны. На учет встали еще 27 ветеранов. Им жилье будет предоставлено по мере поступления средств из федерального бюджета.
Много было сдано объектов, проведено акций и мероприятий. Мы постарались максимально создать праздничный настрой и 9 мая, и вплоть до окончания сентября. Звучит как аксиома, что именно здесь была поставлена победная точка во Второй мировой войне. Но многие ветераны обижались, что победу над милитаристской Японией как-то замалчивали. В нынешнем сентябре была открыта площадь Воинской славы, установлен знак-часовня в память о погибших в Великой Отечественной войне, состоялась международная научно-практическая конференция «Завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке: исторические итоги, современные тенденции мироустройства». Правда о событиях и уроках Второй мировой войны сегодня актуальна как никогда.
Второй важный момент – это инициативы молодежи с участием самой молодежи в военно-патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Письмо Победы», «Бессмертный полк», «Спасибо», «Ветеран живет рядом», «Солдатская каша», «Нет забытым могилам», «Дальневосточная Победа», «Минуты Победы». Это не может не радовать.
И еще одна дата – 15-летие создания Дальневосточного федерального округа, самого большого по площади и не имеющего ни одного города-миллионера. За этими характеристиками стоит больше проблем, чем плюсов: сложная транспортная система, большая удаленность от центра, внутри округа слишком разные субъекты даже по климатическим особенностям. И пошли взаимосвязанные проблемы с качеством жизни, уровнем социально-экономического развития и т.д.
Из плюсов тех лет можно назвать геополитическое значение как контактной зоны со странами АТР и богатый природно-сырьевой потенциал.
За 15 лет произошло главное: на государственном уровне изменилось отношение к Дальнему Востоку. Развитие территории заявлено национальным приоритетным проектом Российской Федерации. Государственно-частные инвестиции в Дальневосточный регион заточены на решение экономических, социальных, демографических и геополитических вопросов. При поддержке Президента и Правительства Российской Федерации создаются реальные условия для работы с инвесторами любого уровня.
Нас не может не радовать такая трансформация. Хабаровский край одним из первых включился в новую экономическую политику. Предъявляем первые результаты: на Восточном экономическом форуме во Владивостоке край представил 23 проекта с общей суммой вложений более чем 300 млрд рублей. Самые крупные из них – строительство дороги «Восточный обход Хабаровска», реконструкция Хабаровского аэропорта, строительство целлюлозного комбината (ООО «Монолог»), терминала по перегрузке угля (ОАО «Сахатранс»), организация производства компонентов для авиационной отрасли (ГК «Энергия») и другие.
Причем каждый четвертый проект был представлен с участием резидентов ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск».
Мы постарались максимально просто и наглядно презентовать площадки ТОСЭР Хабаровского края. К двум утвержденным в стадии готовности находятся еще 4. Убежден, что такой инвестиционный портфель обеспечил нам подписание 11 соглашений и меморандумов с крупными компаниями и финансовыми институтами по проектам общей стоимостью более 18 млрд рублей.
Мы убедились, что интерес к Дальнему Востоку и Хабаровскому краю в частности огромен. Наша задача – довести договоренности до конкретных дел, в производство, в новые рабочие места и в создание современной социальной инфраструктуры.
– Вячеслав Иванович, какие точки опоры социально-экономической жизни края вы назовете, произошли ли изменения в связи с политической ситуацией в мире?
– Экономическая ситуация в стране непростая, и ее причины кроются, прежде всего, в происходящем вокруг России. Столько лет выстраивалась интегрированная в мировую экономику промышленность страны, мы стали зависимы друг от друга финансово, технологически, торгово-экономически, и вдруг перед нами закрыли двери. Приходится перестраиваться. К примеру, по комплектующим для авиастроения. Только за первое полугодие петербуржские партнеры поставили комплектующих изделий для самолетов Су-35С, Т-50 более чем на 134 млн рублей. Или вопрос импортозамещения лекарственными препаратами: сегодня продукция «Дальхимфармзавода» составляет 88% общего объема взаимной торговли с Санкт-Петербургом.
Правительство края приняло план антикризисных мер и ежемесячно ведет мониторинг социально-экономической ситуации. По данным за 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составляет 98,7% (Россия – 96,8%). Прирост отмечен в добыче полезных ископаемых (на 2,5%), производстве и распределении электроэнергии, газа (на 11%), в производстве пиломатериалов (106,7%) и древесно-стружечных плит (216,2%), в переработке и консервировании рыбо- и морепродуктов (116,7%).
Успешно реализуется уникальный и единственный в своем роде проект по добыче олова. Планируется строительство ГОКа проектной мощностью олова в концентрате 6–7 тысяч тонн, металлического олова – 5–7 тысяч тонн на базе Правоурмийского, Фестивального и Перевального оловосодержащих месторождений полиметаллических руд в Солнечном муниципальном районе. Запуск фабрики позволит получать порядка 150 тонн олова в концентрате. В этом году начата работа на законсервированной фабрике в пос. Горный Солнечный район.
В августе этого года на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе введен в эксплуатацию нефтепровод-отвод от трубопроводной системы ВСТО мощностью до 6 млн тонн нефти в год.
По-прежнему флагманом промышленного производства края является Комсомольский-на-Амуре авиастроительный завод им. Ю.А. Гагарина. Буквально на днях состоялась презентация сотого Sukhoi SuperJet-100. В плане текущего года изготовить 17 гражданских самолетов этого класса. По итогам подписанных АО «Гражданские самолеты Сухого» контрактов на 12-м Международном авиационно-космическом салоне уже определена перспективная загрузка Комсомольского филиала до 2018 года (2016 год – 18 самолетов, 2017-й – 34).
В сентябре 2015 года заключен долгосрочный контракт с Минобороны России на изготовление предприятием военной техники на период 2016–2020 годы.
В этой связи особые слова благодарности министру обороны Российской Федерации С.К. Шойгу. При его поддержке и понимании значимости оборонных заказов для авиа- и судостроительных отраслей края обеспечены заказами соответствующие предприятия края.
Так, Амурский судостроительный завод в сентябре текущего года получил финансирование на строительство третьего и четвертого корветов. В октябре завершен ремонт и модернизация большой дизельной подводной лодки Б-187 «Комсомольск-на-Амуре». Минобороны России принято решение о строительстве на предприятии серии корветов и других кораблей до 2025 года. Решен вопрос об обеспечении Хабаровского судостроительного завода в 2015 году гособоронзаказом.
– Вячеслав Иванович, наш журнал не меняет целевую направленность и ориентирован, прежде всего, на бизнес. Хотелось бы узнать из первых уст, как обстоят дела с поддержкой малого и среднего бизнеса?
– Вот уже 25 лет новой России, и во многом она обязана кооператорам, предпринимателям. Малый и средний бизнес взял на себя обеспечение населенных пунктов товарами повседневного спроса, занимается строительством, осуществляет транспортное обслуживание, а теперь и производство товаров. Малый и средний бизнес – самый мобильный сегмент экономики, оперативно реагирующий на вызовы времени. Возникла проблема импортозамещения, и уже в крае реализуются три проекта по обеспечению населения отечественной овощной продукцией: фермер Бутков В.Б., компания «Аграрные технологии будущего» и альянс «Энерго-Импульс+» совместно с японской корпорацией JGC.
Объем поддержки малого и среднего предпринимательства и в этом году не уменьшен, он составляет миллиард рублей. Сегодня мы усиливаем меры поддержки малого и среднего бизнеса по таким направлениям, как туризм, развитие молодежного предпринимательства, сельского хозяйства, поддержка инновационного направления предпринимательской деятельности. Пока что это открытые ниши, и мы надеемся, что государственная поддержка придаст импульс развитиюэтих направлений.
– Вячеслав Иванович, чувствуется, что идет активизация общественно-экономической жизни региона. В этом году в крае проведено много форумов всевозможной направленности. Каковы, на ваш взгляд, результаты таких дискуссионных площадок?
– Результаты более чем очевидны. Два года назад по моей инициативе был проведен первый Дальневосточный конгресс инженеров, цель которого состояла в поднятии престижа инженерных профессий. Были выработаны предложения как на государственном уровне, в системе профподготовки, так и просто в семьях возродить интерес к рабочему и инженерному классу.
Я искренне рад, что второй Дальневосточный конгресс вышел на предметный прикладной характер. Причем во многом благодаря молодежи, ее инициативам и участию. Научные битвы и состязания в профессиональном мастерстве молодых ребят и девчат стали украшением конгресса.
Мы создаем Инженерную школу, чтобы обеспечить общую концепцию непрерывного многоуровневого ТИМ-кластера (технологическое, инженерное и математическое образование).
Такие форумы – работа на опережение. Чтобы завтра было кому продвигать новые проекты, мы думаем об этом сегодня.
– Вячеслав Иванович, что вы желаете землякам в год 77-летия родного края?
– Я рад, что пришло время интенсивного социально-экономического развития региона с опорой на современные технологии и в хорошем темпе. У каждой эпохи свои голоса. Уверен, что нынешнее поколение молодежи будут ассоциировать с миром и созиданием, со строительством ТОСЭРов, с прорывными проектами, реализация которых откроет, наконец, потенциал Дальнего Востока.
Желаю всем жителям здоровья и благополучия, Хабаровскому краю – процветания и успехов!
19.10.2015, 8912 просмотров.