Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Валерий СОКОЛОВ: «Городской бюджет должен являться настольным документом каждого хабаровчанина»

Валерий СОКОЛОВ: «Городской бюджет должен являться настольным документом каждого хабаровчанина»

В конце года традиционно подводят итоги, делятся планами. Применительно к городской экономике, что является основным документом, по которому можно судить о динамике ее развития и одновременно увидеть дальнейшие перспективы? Конечно, это бюджет города. Об основных параметрах бюджетов текущего и следующего года в интервью рассказал директор финансового департамента администрации г. Хабаровска Валерий Соколов.

Валерий Евгеньевич, первый вопрос, конечно, о бюджете 2013 года. Какими были его основные параметры, степень исполнения?

– На 1 ноября текущего года в бюджет города поступило налоговых и неналоговых доходов 7572,4 млн руб., или 83,0% от годовых назначений, в том числе налоговых платежей в сумме 5416,5 млн руб., неналоговых платежей – 2155,9 млн руб. Объем дотаций, субсидий и субвенций, полученных с начала 2013 года от других бюджетов, составил 5728 млн руб., или 84% от запланированного годового объема (6775 млн руб.).

Исполнение на ту же дату по расходам составило 12 млрд 140 млн руб., или 72% от годовых назначений – 16 841 млн руб.

Как представитель издания, освещающего развитие малого и среднего бизнеса, не могу не спросить о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в наполнении городской казны.

– Роль субъектов МСБ в наполнении бюджета далеко не малая и имеет тенденцию к росту. Например, доля налогов, уплаченных данным сегментом в 2010–2011 гг., составляла 33% от общей суммы налоговых доходов, в 2012 году – 37%, за 9 месяцев 2013 года перечислено 1634 млн руб., или 36%.

Основными налогами, уплаченными субъектами МСБ за 9 месяцев текущего года, являются: единый налог на вмененный доход – 627 млн руб., налог на доходы физических лиц – 547 млн руб., налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 315 млн руб.

Если говорить об отраслевой структуре налоговых поступлений от предприятий МСБ, то она характеризуется следующими показателями: торговля – 49%, операции с недвижимым имуществом – 22%, строительство – 8%, транспорт – 6%.

В текущем году какая часть бюджетных расходов была направлена на финансирование бюджетной сферы?

– Мы из года в год говорим, что принимаемый бюджет является социально ориентированным. И другим он просто не может быть, поскольку кроме нас никто не взвалит на себя поддержку незащищенных слоев населения, ведь почти каждый второй хабаровчанин пользуется теми или иными льготами, содержание учреждений соцсферы – тоже задача города. Кроме того, мы обязаны предусмотреть в казне города средства на выплату зарплаты бюджетникам, а это составляет 46% от общего объема расходов, или 6098 млн руб. В итоге удельный вес социально-значимых расходов в 2014-м достигнет 65%.

Продолжая разговор о социальном аспекте. Какие мероприятия, объекты профинансированы в текущем году, какие в планах на 2014 год?

– В 2013 году построено 3 новых детских сада, в следующем году на проектирование трех детских садов и двух школ из бюджета города будет направлено 50 млн руб.

В текущем году закончено строительство спортивного комплекса по ул. Чехова в Железнодорожном округе города, стадиона МБОУ СОШ № 85. Введены в эксплуатацию участковые пункты полиции по ул. Ленинградской в Центральном районе, по пер. Гаражному и по ул. Клубной в Железнодорожном районе.

Продолжается строительство объектов водоснабжения и водоотведения в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». На эти цели с учетом средств вышестоящих бюджетов направлено 1383 млн руб.

Также ведется строительство дорожной сети по ул. Дикопольцева на участке от ул. Ленина до ул. Волочаевской, на строительство объекта направлено 343 млн руб., в т.ч. краевых средств – 90 млн руб. В 2014 году будет продолжено строительство объекта (планируемая сумма – 386 млн руб.).

Ведется капитальный ремонт Матвеевского шоссе, на ремонт которого направлено 349 млн руб., в т.ч. за счет средств краевого бюджета – 195 млн руб.

Завершены строительные работы на ДК «Дальдизель» с целью восстановления и создания на его базе современного спортивного и культурного центра. Суммарные затраты на реконструкцию составили 300 млн руб., в том числе в 2013 году – 164 млн руб.

Какова методика наполнения городской казны, изменится ли она в следующем году?

Доходная часть бюджета Хабаровска формируется за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.

С 2014 года вступают в действие ряд изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и Хабаровского края, приводящие к уменьшению доходной части бюджета города по налоговым и неналоговым поступлениям, а именно: на 5% уменьшается норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджеты городских округов (сумма выпадающих доходов оценивается около 1 млрд руб.); уменьшаются нормативы отчислений в бюджеты городских округов по транспортному налогу на 40% и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 17% (сумма выпадающих доходов, по предварительным оценкам, более 500 млн. рублей); денежные взыскания (штрафы) за нарушение миграционного законодательства РФ переданы из местного в федеральный бюджет (сумма выпадающих доходов – 26,5 млн руб.).

В будущем году Хабаровск должен перейти на трехлетний бюджет. Чем это обусловлено, какой эффект ожидается?

– Основной смысл перехода на трехлетний бюджет – возможность распределять финансирование в рамках долгосрочных программ, где каждая отрасль получит конкретные задачи и четкие обязательства. Такой подход даст сразу несколько важных плюсов.

Прежде всего, появится возможность реализовывать крупные проекты, зная точный объем выделяемых на них средств. С предприятий-бюджетников можно будет спрашивать не за текущую отчетность, а за достижение более глобальных целей среднесрочных социально-экономических программ. Наконец, сами бюджетники, зная, сколько денег им будет выделено на трехлетний период, получат большую финансовую инициативу и смогут работать над повышением своей эффективности.

Вообще, принимаемый бюджет города, тем более трехлетний, должен быть настольным документом каждого жителя города. Это как открытый инвестиционный документ, по которому любой из нас может увидеть перспективы развития в конкретных цифрах и в соответствии с этим строить свои личные и деловые планы.

Благодаря новому трехлетнему бюджету у нас появится возможность для проведения более сбалансированной экономической и социальной политики, а значит, будет расти благосостояние города Хабаровска.

Каковы основные параметры городского бюджета 2014 года в цифрах?

– Расходная часть бюджета города на 2014 год сформирована в размере 12 млрд 966 млн руб.

Наибольший удельный вес в структуре бюджетных расходов в 2014 году будут занимать мероприятия по достижению стратегических целей:

– «Обеспечение устойчивого экономического роста» – 10,6% от общего объема бюджета;

–  «Развитие потенциала инфраструктуры» – 12,7%;

– «Повышение уровня и качества жизни населения» – 62,2%.

В проекте бюджета города на 2014 год дополнительно предусмотрены расходы на реализацию указов Президента РФ и выполнение мероприятий по «дорожным картам» в сумме 178,6 млн руб.

В 2014 году необходимо обеспечить достижение параметров целевых индикаторов «дорожных карт» в части доведения средней заработной платы педагогов дополнительного образования, работников учреждений культуры и социальной сферы до запланированных величин.

Вся деятельность администрации Хабаровска строится на основе программно-целевого подхода, соответственно, немалую долю расходов наверняка составляет финансирование различных городских программ. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о соотношении программных и непрограммных расходов на следующий год.

Переход к программному бюджету в городском округе проходит в рамках реализации Программы повышения эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012–2014 годы и в соответствии со вступившими в силу изменениями в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым бюджеты всех уровней должны формироваться на основе государственных (муниципальных) программ.

 Утвержденный постановлением администрации города перечень муниципальных программ включает 22 программы, которые сформированы по трем направлениям: повышение качества жизни населения; устойчивое развитие экономики города; повышение эффективности муниципального управления.

Цель любой муниципальной программы – прежде всего обеспечение взаимосвязи между распределением бюджетных средств и результатами их использования в соответствии с приоритетами долгосрочной бюджетной политики.

В проекте бюджета города на 2014 год на реализацию программного бюджета предусмотрено 11,8 млрд руб., или 91% общего объема расходов бюджета города и 9% непрограммных расходов.

Непрограммные расходы при формировании бюджета города на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов включают финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, к которой в силу ее специфики затруднительно применение программно-целевых принципов планирования и включение ее в муниципальные программы.

25.12.2013, 3500 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00