Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ: «В будущее смотрим со здравым оптимизмом и обоснованными расчетами»

Вячеслав ШПОРТ: «В будущее смотрим со здравым оптимизмом и обоснованными расчетами»

По традиции об итогах социально-экономического развития за прошедший год и тенденциях года наступившего в интервью рассказал Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края.

– Вячеслав Иванович, полагаю, министерства и ведомства правительства края подвели итоги 2013 года. Читателям нашего журнала важно знать, с какими результатами мы завершили год, каковы главные тенденции развития Хабаровского края.

– Официально итоги года будут подведены к апрелю текущего, но даже по предварительным итогам ответственно заявляю: мы выполнили все социальные обязательства перед жителями края и обеспечили стабильное развитие региона. Хотя это было очень непросто. Прошедший год выдался богатым на события, но не все они были со знаком плюс. Жители России назвали самым значимым событием года крупномасштабное наводнение на Дальнем Востоке. Оно стало своего рода водоразделом жизнедеятельности региона. Пришлось перестраивать всю работу на совершенно другой режим, мобилизовать все силы и средства. Девять районов края, 81 населенный пункт подверглись подтоплению. Пострадали почти 44 тысячи человек, подтоплены более 3,5 тысячи жилых домов. Нанесен серьезный ущерб дорожной, инженерной, социальной инфраструктуре, сельскому хозяйству.

Ликвидация последствий наводнения и на сегодняшний день является приоритетом в работе правительства края. Мы будем восстанавливать утраченное, чтобы жители края могли нормально дальше жить и работать на родной земле.

Пострадавшим гражданам выплачена материальная и финансовая помощь за счет федерального и краевого бюджета на общую сумму 2 млрд 076,34 млн рублей.

Начато строительство жилых домов в Амурском, Хабаровском сельском, Николаевском районах. Заключены контракты на строительство домов в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре, в с. Черняево района им. Лазо, в Нанайском районе. Из федерального бюджета поступили межбюджетные трансферты на капитальный ремонт, строительство и приобретение жилья пострадавшим от наводнения. Главная задача – выдержать сроки. И, я уверен, мы это сделаем.

– За счет чего удалось сохранить стабильность экономики региона? Ведь четыре последних месяца 2013 года стихия бушевала в основных промышленных городах и районах края.

– Во-первых, нам удалось отстоять промышленные предприятия. К примеру, рабочие завода им. Гагарина вместе с МЧС, военными с трудом, но уберегли завод от подтопления.

КнААЗ поставил 600 человек «в ружье», а еще там работали 8-я железнодорожная бригада, спасатели МЧС. При этом «мобилизация» на заводе была проведена так, что она не отразилась на работе основного производства! Интересен такой факт. На заводе работает выпускник Ленинградского высшего военного училища, специализировавшийся в свое время на сооружении гидротехнических защитных дамб. Еще курсантом он участвовал в ликвидации наводнения в Санкт-Петербурге. Знания и навыки оказались востребованы теперь на сооружении дамбы, защищавшей наш завод.

 Показательно, что люди спасали завод, в то время как наводнение накрыло их жилые дома. В зону подтопления попали 485 работников КнААЗа, в том числе 211 – из числа неработающих пенсионеров. Но моральный настрой – во что бы то ни стало победить стихию – никакому крупномасштабному наводнению было не сломить.

В канун Нового года я вручал награды заводчанам-защитникам. Только по линии Министерства обороны 51 человек получил медали «Участнику борьбы со стихией на Амуре», 70 человек награждены грамотами и благодарностями правительства края. Вы знаете, выполнял эту миссию с особым чувством гордости за земляков, за родной завод.

Так вот, КнААЗ выполнил поставленные задачи на 2013 год с честью. Наше региональное отделение ОКБ «Сухой» в пятерке лучших по результатам деятельности за год. Всего отделений 65. Из наиболее ярких достижений назову несколько: к летным испытаниям в Жуковском присоединился пятый образец Т-50. На авиасалоне в Ле-Бурже наш самолет Су-35 произвел настоящий фурор. Выпущено 25 самолетов Superjet-100, и часть из них осваивают теперь небо Мексики и США. Это драйвер роста авиастроения и промышленности региона в целом.

Только в социальную сферу завод вложил в 2013 году 850 млн рублей. Введен в эксплуатацию дом на 204 квартиры для работников авиационного завода им. Ю.А. Гагарина – первый, построенный по корпоративной ипотеке. Пострадавшим от наводнения заводчанам выделены 62 служебные квартиры с возможностью последующего выкупа.

Показатели экономики края в целом положительные. Рост промышленности составил 101,7% (по России – 100,3%) и обеспечен преимущественно за счет авиастроения, горнодобывающей отрасли и транспортной инфраструктуры.

– Вячеслав Иванович, читательская аудитория нашего журнала в основном экономисты и бизнесмены. Поэтому цифры и экономические выкладки будут наиболее интересны.

– Хорошо. Возвращаясь к авиастроителям, отмечу, что импульс, который идет от завода, дает развитие экономике региона в целом. К примеру, Китай и Япония налаживают производство среднемагистральных самолетов, их надо красить. У нас есть большие ангары в Хабаровске – техническая база «Дальавиа». Почему бы не создать тут производство, которое могло бы работать и на компанию «Сухой», и на мировые рынки. А главное – на вовлечение в производственную кооперацию с авиастроителями малых производственных предприятий края.

Хорошо сработала в истекшем году горнодобывающая отрасль. Увеличены на 15% объемы производства золота и достигли более 20 тонн. Это результат запуска новых мощностей Албазино в районе П. Осипенко, Белая Гора в Николаевском районе. Гидрометаллургический комбинат в Амурске дает до 5,5 тонны золота в год. В перспективе АГМК станет ключевым элементом Амурского хаба по переработке руд мелких и средних золотосодержащих месторождений Дальнего Востока и Сибири.

В лесопромышленном комплексе в опытно-промышленную эксплуатацию запущен завод по выпуску лущеного шпона в Амурске. Важно, что в этом проекте участвует Российско-китайский фонд прямых инвестиций. Край оказал проекту поддержку в форме инвестиционных налоговых льгот.

Получен прирост производства и в рыбной отрасли. В перспективе – развитие рыбохозяйственного кластера. В Советской Гавани планируем восстановить мощности по рыбопереработке, которые в период путины будут принимать улов. Уже есть потенциальные резиденты из России, может, и иностранные инвесторы найдутся, чтобы вернуть былую славу. Таким образом, можно будет уйти от экспорта сырца и замкнуть на край часть камчатской, сахалинской рыбы.

Транспорт показывает в целом хороший результат. Рост грузооборота – более 130% к уровню 2012 года. Главным образом за счет введения трубопровода и прокачивания больших объемов нефти и природного газа.

Грузооборот железнодорожного транспорта немного снизился. Но, если сравнивать с общероссийским (0,5%), то мы выглядим неплохо.

 Просматриваются перспективы развития транспортной отрасли. На федеральном уровне приняты ключевые стратегические решения по развитию железнодорожной сети. В развитие Транссиба и БАМа планируется вложить более 560 млрд рублей. Это, безусловно, даст рост объема перевозок. Поживем – увидим.

Вместе с тем имеет место замедление производственных показателей экономического развития. По предварительной оценке, мы можем выйти на рост ВРП за год в 1,7%. Промышленность за 11 месяцев показала рост на 3,2%, по итогам года будет до 3%. В целом по России Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 1,4%, промышленности – на 0,1%. Такова общая тенденция по России.

– Какие отрасли «торможения» вы могли бы назвать?

– Вот так однозначно какую-либо отрасль определить со знаком минус нельзя. Есть объективные причины. И сегодняшние оценки – это относительные показатели.

Например, в 2012 году мы переживали строительный бум. И сегодня, несмотря на то, что уровень инвестиций в строительной отрасли составляет оценочно 145 млрд рублей, это на 16% меньше показательного 2012 года. Но почти в два раза больше, чем в благополучные 2007–2008 годы.

В 2013 году масштабных строек не было. Из наиболее значимых отмечу мост на Большой Уссурийский остров, ледовую арену «Ерофей». Были построены и введены шесть детских садов, школа в Восточном, онкологический диспансер в Комсомольске-на-Амуре. Большие объемы освоены на строительстве региональных дорог Лидога – Ванино, Селихино – Николаевск-на-Амуре, дорога на Комсомольск-на-Амуре. Продолжалось обустройство Тунгусского водозабора. На 2% увеличилось строительство жилья, а это 350 тыс. кв. м.

Сегодня непростая ситуация в лесной отрасли. В 2013 году край заготовил 5 млн куб. м древесины. Это на 18% меньше, чем в 2012 году. Деревопереработка упала на 10%. Причины – снижение мирового спроса на древесину и, соответственно, снижение цен. Работать в убыток предприятиям бессмысленно, поэтому некоторые останавливали производство. Есть данные, что со второго полугодия 2014 года пойдет оживление рынка.

На 10% снизилась в крае добыча угля. Вопрос не столько в производстве, сколько в спросе на уголь и в его качестве. С вводом обогатительной фабрики ОАО «СУЭК» мощностью 6 млн тонн ситуация должна выправиться.

– Вячеслав Иванович, каков прогноз на 2014 год? С оптимизмом смотрим в будущее?

– Со здравым оптимизмом и обоснованными расчетами. Рекордных инвестиций в экономику края не ожидается, но мировая экономика должна прибавить не менее 3%. Значит, повысится спрос на экспортную продукцию, которая во многом определяет экономику края. Ожидается рост производства в самолетостроении и ряде базовых для нас отраслей.

Среди основных задач сегодня – реализация решений заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.

Мы представили предложения в Минвостокразвития России по созданию территорий опережающего развития. Это 17 промышленных площадок, 7 земельных участков под размещение промышленных (индустриальных) парков в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, в Ванинско-Советско-Гаванском транспортно-промышленном узле.

Проведена большая работа с Министерством экономического развития России, другими федеральными министерствами по корректировке федерального законодательства по особым экономическим зонам. Ждем постановление Правительства РФ по расширению портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» с включением в нее порта Ванино.

Параллельно ведется создание управляющей компании, куда войдут представители правительства края, компаний-резидентов. В проект будут вложены десятки миллиардов рублей. Только в бухте Мучке компании СУЭК, «Мечел» и «Сахатранс» планируют строительство крупных терминалов, куда собираются возить уголь из Якутии и других регионов страны.

Как известно, развитие Дальнего Востока и Сибири объявлено национальным приоритетом на весь XXI век. Государственная политика в отношении нашего региона приобретает конкретные предложения. И мы чувствуем, что большая их часть соотносится с нашими разработками и планами.

12.03.2014, 3366 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00