Главная Публикации Малый и средний бизнес Инфраструктура предпринимательства Банк «Открытие»: Быть максимально удобным банком для бизнеса

Банк «Открытие»: Быть максимально удобным банком для бизнеса

Банк «Открытие» несколько лет назад взял уверенный курс на то, чтобы стать одним из основных банков-партнеров малого и среднего бизнеса.

Как происходит реализация этой задачи – в интервью с Николаем Долгушевым, управляющим Дальневосточным филиалом банка.

– Николай Александрович, банк «Открытие» постоянно наращивает объемы сотрудничества с предпринимателями, работе с этим сегментом уделено одно из главных мест в стратегии банка. Какую динамику наблюдаете по данному направлению?

– Вы правы, работа с малым и средним бизнесом выделена в банке «Открытие» в отдельное направление и позиции банка здесь традиционно сильны.

Могу сказать, что если на конец 2020 года кредитный портфель МСБ составлял 3 млрд руб., то на конец 2021 года он уже был 4,1 млрд руб. (сейчас его объем 4,3 млрд руб.)

По документарному портфелю также наблюдается положительная динамика. На конец 2020 года величина портфеля составляла 240 млн руб., на конец 2021 года - 522 млн, то есть, он продемонстрировал рост более, чем в два раза (на сегодняшний день этот показатель приближается к 1 млрд руб.).

Приведу также данные по портфелю привлеченных средств – на конец 2020 года в сегменте МСБ он составлял около 6 млрд руб., на конец 2021 года он вырос на 25%, в цифрах – это 7,5 млрд руб.

Подобные показатели говорят сами за себя: в сегменте МСБ мы занимаем весомую долю рынка, наблюдаем заметные темпы роста, поскольку продолжаем быть одним из самых удобных и выгодных банков для предпринимателей.

– Одной из новаций стало разделение сектора МСБ на два субсегмента: на малый и средний бизнес соответственно. Подобный шаг помог более результативно развивать работу с предпринимательским сектором? Какие продукты наиболее востребованы клиентами из каждой категории?

– Это позволило более рационально распределить ресурсы внутри банка на работу с тем или иным сегментом. Например, малому бизнесу, который, как правило, работает в сфере торговли и услуг, обычно не требуется сложных решений, ему, прежде всего, необходимы комфортные и понятные тарифы по РКО, эквайрингу, поэтому при работе с этим сегментом основной акцент мы сделали на использовании дистанционных каналов связи, без визитов в банк: через наш Бизнес-портал (интернет-банк и мобильный банк). И мы видим, что это востребовано со стороны клиентов, что им удобен подобный формат взаимодействия с банком.

Если возникает потребность в кредитных продуктах, в банковских гарантиях, опять же, приоритет за готовыми решениями, которыми можно воспользоваться быстро.

Например, предложение по нашему продукту «Овердрафт» генерируется автоматически на базе оборотов по расчетному счету.

Банковские гарантии выдаются на основе экспресс-подхода: если клиент соответствует определенному набору критериев, решение по заявке принимается практически моментально.

Со стороны среднего бизнеса востребованы более сложные продукты, часто речь идет о кредитовании на значительные суммы в силу того, что этот сегмент бизнеса реализует более масштабные проекты.

– На банке и его клиентах как-то сказалась сложившаяся ситуация в политике, экономике?

– Могу сказать, что нас всех к этой ситуации очень хорошо подготовила пандемия. Во-первых, государство уже выработало определенные механизмы поддержки, которые оказались действенными и в текущей ситуации. Это программы господдержки, которые предполагают субсидирование процентных ставок по кредитам, кредитные каникулы, льготы по тарифам на эквайринг.

В связи с тем, что теперь карты всех платежных систем обслуживаются АО «Национальная система платежных карт», у государства сейчас есть возможность управлять тарифами для бизнеса, ну а мы, как банк, активно включаемся в это: как минимум, предоставляем клиентам те условия, которые нам позволяет дать государство со снижением тарифов, как максимум – в определенных случаях делаем дополнительные скидки.

Например, до 31 августа по эквайрингу в банке «Открытие» действует сниженная комиссия в 1% для достаточно широкого перечня отраслей, среди которых: продажа продуктов питания, потребительских товаров, услуги связи, ЖКХ, оплата топлива, услуги по перевозке пассажиров и ряд других отраслей.

Если говорить именно про меры господдержки, связанные с кредитованием, то государство запустило целый ряд подобных программ: кредиты ПСК «Оборотная», ПСК «Инвестиционная», обновленная кредитная программа Минэкономразвития, плюс кредитные каникулы, применение которых уже было отлажено в период пандемии.

Конечно, не скрою, что для среднего бизнеса существенное увеличение ключевой ставки стало серьезным вызовом, потому что далеко не любой бизнес может своей маржинальностью покрыть ставку в 20 и более процентов.  В этот период мы большей частью занимались трансформацией текущего кредитного портфеля клиентов в программы поддержки, чтобы снизить их платежную нагрузку.

Хотя, даже в такое непростое время, были клиенты с потребностью в инвестиционных кредитах, так как появлялись свободные рыночные ниши для эффективной реализации новых проектов при достаточно высоких ставках.

– Банк «Открытие» регулярно входит в ТОП–5 банков по работе с застройщиками. Каковы показатели по данному направлению?

– Сегодня мы четвертые в стране по финансированию жилищного строительства и по объемам средств на эскроу-счетах. Могу сказать, что мы с этим направлением продолжаем активно работать и очень внимательно следим за текущим состоянием отрасли.

Государство своевременно отреагировало на ситуацию с точки зрения поддержки, что позволяет с осторожным оптимизмом смотреть на перспективы отрасли. Основное значение, конечно, имеют программы господдержки ипотечного кредитования, поскольку оно, по сути, является основным драйвером этого рынка. Будет возможность брать доступную ипотеку, будут строить жилье. У людей так или иначе есть определенные накопления, которые, как минимум, необходимо сохранить, как максимум – выгодно инвестировать.

Фондовый рынок в силу объективных причин стал менее доступен, ставки по депозитам также имеют тенденцию к снижению и инвестирование в жилую недвижимость выглядит достаточно привлекательным вариантом.

Вопрос только в доступной ипотеке. Когда есть деньги на первоначальный взнос, нужна хорошая ставка по ипотеке, возможность получить которую, к счастью, у наших клиентов теперь есть.

Соответственно, мы продолжаем финансировать проекты жилищного строительства, прежде всего, в Приморском крае, Якутии, Хабаровском крае, Сахалинской, Амурской областях. Есть очень крупные проекты. Например, в Якутии, где мы недавно подписали кредитное соглашение на финансирование ЖК «Атмосфера», объем финансирования по которому составляет почти 5 млрд руб.

– Вы немного упомянули про дистанционные сервисы, можете несколько более подробно остановиться на них?

– Мы активно развиваем цифровые сервисы для сегмента МСБ, прежде всего, наш Бизнес-портал, через который банк взаимодействует с клиентами. Это не просто обычный клиент-банк, на сегодняшний день он обладает гораздо более широким функционалом.

Есть сервис онлайн-регистрации бизнеса, очень удобно: клиент может зарегистрировать бизнес, сразу открыть расчетный счет и все это не выходя из дома.

Из новых сервисов хотел бы отметить «Налоговую копилку», которая позволяет автоматически откладывать определенный процент средств на уплату налогов и при этом получать доход.

Улучшен сервис заказа справок, для клиента появилась возможность заказать справки с усиленной квалифицированной электронной подписью банка, если требуется бумажный вариант, есть опция доставки курьером.

Внедрили на портале сервис «Реклама для бизнеса», который дает возможность на выгодных условиях запустить кампанию по продвижению на Яндексе.

Еще один полезный сервис – формирование на портале декларации в налоговую. Также внедряем технологии онлайн-инкассации.

Отдельно хотел бы рассказать о проекте, который мы активно развиваем на протяжении нескольких лет - «Академия развития бизнеса». Это образовательный проект для предпринимателей, причем обучаться в его рамках могут как наши клиенты, так и предприниматели, не являющиеся клиентами банка и те, кто еще только планирует начать свое дело. Они могут пользоваться всеми образовательными сервисами онлайн-платформы, проходить курсы, участвовать в семинарах, вебинарах и т.д.

Кстати, этот проект завоевал Гран При на ежегодной премии CDO Award 2020[i] как лучшая платформа для онлайн-образования в категории «Платформы для публичного обучения».

– Николай Александрович, а каковы дальнейшие планы по работе с малым бизнесом?

– Этот сегмент по-прежнему является для банка одним из ключевых. Однозначно, будем дальше развивать цифровые сервисы, разрабатывать новые продукты и стараться сделать их максимально удобными и доступными для клиента.

Сегодня присутствует фактор неопределенности с точки зрения изменения экономического ландшафта нашей страны и места, которое в нем будут занимать предприниматели: произошли глобальные изменения в мире, в стране, экономике.

Мы внимательно следим за ситуацией, анализируем актуальные тренды и в ближайшее время планируем обновить нашу стратегию, чтобы она соответствовала экономическим реалиям и потребностям наших клиентов.

Но глобально наш принцип при работе с сегментом МСБ остается прежним: оставаться максимально гибкими и клиентоориентированными.

ПАО Банк «ФК Открытие». Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 2209, выдана ЦБ РФ 24.11.2014. На правах рекламы

 



[i] 1 ЭсДэО Эвердс 2020

 

08.07.2022, 2093 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00