Главная Публикации Отрасли Топливно-энергетический комплекс Филиал ОАО «ДГК» - «Хабаровская генерация»: О проблемах – в открытую

Филиал ОАО «ДГК» - «Хабаровская генерация»: О проблемах – в открытую

Проблема качества горячего водоснабжения в Хабаровске не возникла в одночасье. Население отдельно взятых домов и улиц в летнюю ремонтную пору задается вопросом, почему время от времени в их кранах течет мутноватая жидкость с неприятным запахом?

За ответом на этот вопрос мы обратились к тем, кто занимается подготовкой горячей воды — энергетикам филиала «Хабаровская генерация» ОАО «ДГК», в ведении которых находятся в том числе и две городских теплоэлектроцентрали: Хабаровская ТЭЦ-1 и Хабаровская ТЭЦ-3.

— Проблема носит давний и глобальный характер, — говорит директор Хабаровской ТЭЦ-1 Анатолий Мокрицкий. — До подачи в сети горячая вода проходит несколько стадий тщательной очистки и обработки и по своему качеству соответствует всем существующим нормам и стандартам. Но потом она попадает в трубопровод, история которого насчитывает не один десяток лет. Преклонный возраст сетей, разумеется, качества  воде не добавляет.  А материалы, из которых они сделаны, только усугубляют проблему.  Простой пример - если в чайнике с отбитой эмалью прокипятить воду, она обязательно будет ржавой. Та же история с подачей горячей воды в сети из морально устаревших материалов.

Контроль, который никогда не прерывается

«Сетевая» проблема  досталась энергетикам в наследство из советского прошлого. К сожалению, это проблема не одного дня, и даже не одного года, поскольку ее решение требует огромных финансовых вложений. Поэтому легко представить чувства производителей, когда они слышат упреки в плохом качестве  продукции, в то время как в действительности его уровень высок и стабилен.

— На нашем производстве действует строгий технический регламент контроля за качеством продукции, — рассказывает начальник химического цеха Хабаровской ТЭЦ-1 Александр Тарбецкий. — Каждую неделю проверку горячей воды по целому ряду показателей осуществляет предприятие "Хабаровская теплосетевая компания", контроль за анализами ведет и наша собственная центральная химическая лаборатория.  Кроме того, на Хабаровской ТЭЦ-1 действует экспресс-лаборатория, где почти все показатели качества горячей воды исследуются ежечасно. Таким образом обеспечивается непрерывный круглосуточный  контроль.

К проверкам регулярно подключаются и территориальные органы Роспотребнадзора. Они по собственному графику отбирают пробы на предприятиях филиала "Хабаровская генерация" ОАО "ДГК", производящих горячую воду - Хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3. Последние химические, вирусологические  и бактериологические анализы, проведенные санитарно-эпидемиологической службой в середине июля, показали, что абсолютно по всем показателям - запаху, цветности, содержанию железа, алюминия, нитритов и нитратов, хлоридов и других веществ, продукция Хабаровских ТЭЦ на выходе отвечает нормам.

Главный документ, которому должна соответствовать горячая вода, подаваемая населению, это ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая". В  2009 году вышел еще один документ – СанПиН 2.1.4.2496 «Вода питьевая. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - который внес изменения в санитарно-эпидемиологические требования к центральному горячему водоснабжению. Речь в поправках идет о гигиенических требованиях к качеству воды на протяжении  всех процессов  ее обработки - начиная от так называемой исходной воды (взятой из первоисточника) до конечного продукта, который выдается потребителю.

— Для начала предприятия филиала распределили полномочия по производственному контролю между всеми участниками процесса, связанными с организацией и обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения  — говорит начальник химлаборатории службы эксплуатации и надежности филиала Наталья Капаева. — Все дело в том, что хабаровские электростанции имеют разные схемы предварительной подготовки горячей воды: «Хабаровская ТЭЦ-3» использует в качестве исходной - покупную горячую воду  МУП «Водоканал», которая  в дальнейшем  проходит стадии дегазации  и подогрева, после чего подается в сеть горячего водоснабжения. На Хабаровской ТЭЦ-1 все немного по-другому. Здесь берут воду из р. Амур, затем  ее коагулируют и фильтруют, а после  процессов дегазации и подогрева выдают  в сеть. А эксплуатирует сети теплоснабжения – «Хабаровская теплосетевая компания».

Кроме прочего, новые правила коснулись лабораторного производственного  контроля качества воды. Это значит, что в лабораториях Хабаровских ТЭЦ разработаны программы лабораторного производственного контроля качества на всех стадиях обработки. Воду проверяют на присутствие микроорганизмов и вирусов, определяют в ней органолептические и обобщенные химические показатели, а также  остаточное содержание реагентов.  В обязательном порядке в горячей воде контролируется содержание элементов, которые могут «вымываться» из трубопроводов и оборудования.  Прежде всего, это металлы, которые могут нанести вред здоровью — цинк, никель, хром, алюминий и другие.

— Конечно, и до появления изменений к СанПиНу в открытых системах теплоснабжения  существовал очень жесткий контроль качества горячей воды, — говорит Наталья Капаева. — Недаром она соответствует ГОСТу «Вода питьевая». Однако с  2009 года ответственность и процедуры контроля, пожалуй,  стали более  системными.

Ужесточился контроль со стороны  органов Роспотребнадзора,  «Хабаровской теплосетевой компании», которые  контролируют как выполнение программы лабораторного производственного контроля предприятиями по  качеству своей продукции на всех стадиях  обработки, так и  исследуют горячую воду  на ряд показателей в своих лабораториях.

На выходе из цехов теплоэлектроцентралей горячая вода проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в «Центре гигиены и эпидемиологии». Но и это еще не все. С 2005 года, когда из Китая в Амур попали бензол и другие вредные вещества, в Хабаровском крае действует дополнительная ступень контроля - непрерывный мониторинг реки Амур, в котором участвуют и предприятия "Хабаровской генерации".

— Пробы из р. Амур  исследуют различные службы, мы же проверяем показатели, которые могут измениться в процессе производства  горячей воды для населения, — говорит Наталья Капаева.

Таких показателей множество. Система водоснабжения Хабаровска относится к открытому типу, несущему дополнительные риски для потребителей, вот почему безопасности воды, которой горожане пользуются ежедневно, производители уделяют столь пристальное внимание.

От Амура до водопроводного крана

Современный процесс производства  горячей воды сложен и интересен. Это раньше, лет 20-30 назад, вода из Амура не проходила столько стадий обработки, как сегодня. Очищенная реагентами, она подогревалась в котлах, после чего сразу поступала в трубы, к потребителям. Поэтому зачастую  из-под кранов горожан текла  вода характерного желтого цвета.

Сегодня процесс водоподготовки намного сложней, и результат очевиден — подавляющее большинство дней в году потребители пользуются горячей водой высокого качества и безупречной прозрачности.

- Сначала вода из Амура перекачивается насосом на очистные сооружения, - рассказывает о ходе водообработки Наталья Капаева. - Здесь она проходит процедуру коагуляции (очищения от механических примесей) с помощью реагентов, осветление в фильтрах открытого типа, и, наконец, бактерицидную обработку (хлорирование).

Уже на этой стадии амурская вода соответствует ГОСТу «Вода питьевая». Именно такую воду получает Хабаровская ТЭЦ-3 и готовит Хабаровская ТЭЦ-1, где процесс обработки продолжается. Вода подогревается, затем подвергается дегазации, то есть освобождению от углекислоты,  которая вызывает  коррозию трубопроводов и теплотрасс. Кроме того, углекислота плохо влияет на цвет и запах  воды.  После стадии подщелачивания (для полного связывания остатков углекислоты) происходит освобождение воды от кислорода в вакуумных деаэраторах (он также вреден для труб). После этих процедур подогретая до нужной температуры вода подается в тепловую сеть.

Каждый год в цехах Хабаровских ТЭЦ производятся плановые ремонтные работы с тем, чтобы процесс обработки горячей воды  всегда оставался отлаженным и бесперебойным, а непредвиденные неполадки не могли негативно повлиять на водоподготовку.

-  В настоящее время в химическом цехе Хабаровской ТЭЦ-1 также идет регламентный ремонт, - говорит Александр Тарбецкий. - Ремонтируется значительная часть оборудования, в том числе фильтровального, производится замена изношенных узлов. К зиме подготавливается один  из самых мощных в химическом цехе насосов с напором 2 тысячи кубометров в час.

Тепловые сети на протяжении летнего сезона также подвергаются плановым ремонтным работам, в ходе которых подача горячей воды в определенные дома и районы города приостанавливается. В такие периоды задействуются различные участки трубопроводов и резервное оборудование, которое долгое время простаивало без эксплуатации. Неудивительно, что по завершении работ и подключении горячей воды эти факторы негативно влияют на ее цветность и другие характеристики, превращая изначально качественную воду в продукт, вызывающий нарекания потребителей.

Ухудшение качества воды в источниках горячего водоснабжения — одна из наиболее острых проблем в настоящее время. Можно сказать, что это проблема общенациональная, для решения которой необходимо участие органов и федеральной, и местной исполнительной власти, всех без исключения субъектов хозяйственной деятельности, общественности и, конечно, прессы.

Марина Булдыгерова

.

15.08.2011, 5165 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00