Главная Публикации Отрасли Топливно-энергетический комплекс Повышение энергоэффективности российской экономики

Повышение энергоэффективности российской экономики

Несмотря на заметный прогресс в повышении энергетической эффективности в последние годы, Россия по-прежнему принадлежит к странам с относительно высокой энергоемкостью ВВП.

В 1999–2009 гг. темп роста реального ВВП России составил 5,4%, в то же время совокупное потребление первичной энергии за указанный период увеличивалось с темпом 0,5%. Это обусловило относительно быстрое снижение энергоемкости ВВП – она снижалась со средним темпом 4% в год, что существенно выше, чем во многих других странах мира. Таким образом, в 1999–2009 гг. энергоемкость ВВП снизилась на 41%.

 При этом на сегодняшний день энергоемкость российской экономики все еще существенно превышает средние показатели в развитых странах. Так, удельные затраты первичной энергии на единицу ВВП в 2009 г. были в 2 раза выше, чем в США, и почти в 3 раза выше, чем в Японии. Из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии в мире, ни одна не потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем Россия.

Душевое потребление энергии в России в 1999–2009 гг. выросло на 7% и составляет 6,4 тонны условного топлива, что не является высоким значением по сравнению со средним уровнем развитых стран.

Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2000–2007 гг. внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилищный сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. За счет внедрения новых технологий энергоемкость снижалась только на 1% в год, или примерно так же, как во многих развитых странах. Существенно сократить технологический разрыв с этими странами после 1990 г. так и не удалось. Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2–2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5–4 раза. По оценкам экспертов, для сокращения разрыва в уровнях энергетической эффективности необходимо, чтобы вклад технологического фактора по меньшей мере удвоился.

Всесторонний анализ потенциала энергосбережения российской экономики был проведен в 2008 г. экспертами Группы Всемирного банка совместно с Центром по эффективному использованию энергии.

По оценкам экспертов, технический потенциал повышения энергетической эффективности в России составляет не менее 45% от уровня потребления энергии в 2005 г. (420 млн тонн условного топлива). Этот потенциал эквивалентен 57% добычи нефти или 54% добычи газа в 2005 г. и примерно равен годовому потреблению первичной энергии в таких странах, как Франция, Великобритания и Украина.

Для реализации потенциала повышения энергетической эффективности необходимы инвестиции в размере 320 млрд долл. США. Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд долл. США и могут окупиться всего за четыре года. Эффект для экономики в целом значительно больше: 120–150 млрд долл. США.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ РФ

Одной из важных причин высокой энергоемкости России являлось отсутствие скоординированной реально осуществляемой национальной политики. До последнего времени проблеме энергосбережения в России не уделялось достаточно внимания. В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении» (№ 28-ФЗ). В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» были предусмотрены меры по экономически эффективному энергосбережению и совершенствование структуры спроса на энергоносители, была принята целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 г. и на перспективу до 2010 г.». Однако и федеральный закон, и Энергетическая стратегия носили преимущественно декларативный характер. Средства федеральной целевой программы направлялись главным образом в нефтегазовый сектор и атомную энергетику.

            Среди других причин, обусловивших высокую энергоемкость России, можно назвать:

– недостаточное осознание обществом значимости энергоэффективности;

– недостаточность статистических данных, низкий уровень осведомленности;

– отсутствие четких экономических стимулов для инвестирования в энергосбережение;

– неоптимальная тарифная политика;

– высокие транзакционные издержки;

– отсутствие конкуренции в секторе энергоснабжения;

В последние годы на государственном уровне происходит активизация деятельности в сфере энергосбережения. В 2008 г. в Указе Президента РФ была сформулирована задача снижения энергоемкости ВВП России в 2020 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. Законодательной основой дляеализации энергосберегающей политики стал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в ноябре 2009 г.

 В отличие от предыдущего Закона «Об энергосбережении», который стимулировал, прежде всего, производителей энергоресурсов, новый закон направлен на стимулирование потребителей энергоресурсов, особенно бюджетных потребителей. Данный закон определяет:

 – основные требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

– требования энергетической эффективности к обороту товаров и оборудования;

– обязательный характер проведения энергетического обследования;

– обязанности по учету используемых энергоресурсов;

– условия заключения и реализации энергосервисных контрактов;

– штрафы за невыполнение отдельных требований и нормативов энергоэффективности;

– создание государственного реестра данных об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

– формирование системы мониторинга.

Практическая реализация закона требует разработки и утверждения большого количества подзаконных актов. В Распоряжении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 1830-р был утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Закона.

Следующим этапом стала разработка и принятие в 2010 г. Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

В частности, программа предусматривает:

– снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5% к 2020 г.;

– объем годовой экономии первичной энергии не менее 195 млн тонн условного топлива к 2021 г.;

– объем суммарной экономии энергии в размере 1124,16 млн тонн условного топлива в 2011–2020 гг.

Реализация мероприятий программы в секторе ТЭК предусматривает достижение следующих целевых показателей:

– увеличение КПД ТЭС до 41%;

– снижение доли потерь в тепловых сетях до 10,7%;

– существенное повышение эффективности систем уличного освещения за счет доведения доли энергоэффективных светильников до 99%.

 

ПОЛИТИКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Помимо федеральной программы энергосбережения, во всех субъектах РФ разработаны региональные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО). Их реализация позволит более эффективно использовать потенциал энергосбережения территорий, с учетом региональной специфики.

Программы различаются по срокам их реализации, по объемам и источникам финансирования (общий объем финансирования составляет 49 млрд руб.).

 

ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

По оценкам авторов работы, на Дальнем Востоке существует значительный технический потенциал повышения энергетической эффективности как в секторе ТЭК, так и в секторах конечного потребления энергии.

Так, например, модернизация мощностей в электроэнергетике позволит снизить средний удельный расход топлива на производство 1 кВт•ч на 30%. Снижение потерь в электрических сетях ДФО с 18 до 10% позволит достигнуть экономии топлива в объеме до 1,5 млн т у.т. в год.

Регионы ДФО обладают значительным потенциалом использования возобновляемых источников энергии, применимых в составе систем локальной энергетики – гидроресурсов малых рек (до 146 млрд кВт•ч в год), геотермальной энергии (до 4 т у.т. с 1 кв. м в год), энергии ветра (до 4 611 млрд кВт•ч в год).

Технический потенциал энергосбережения в секторах конечного потребления энергии оценивается в 1,6 млн т у.т. (7% от текущего потребления).

Таким образом, во всех секторах конечного потребления существует значительный технический потенциал энергосбережения: не менее 35% от объема текущего потребления в секторе.

Потенциал повышения энергетической эффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. Кроме того, экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. Например, снижение потребления электроэнергии на1 кВт•ч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВт•ч первичных энергоресурсов.

В последние годы энергоэффективность стала важным приоритетом государственной политики России. В государственной программе энергосбережения поставлены амбициозные цели и задачи, выполнение которых требует привлеченияначительных ресурсов. Реалистичность достижения этих целей является спорным вопросом.

Реализация потенциала энергосбережения позволит высвободить значительные потоки энергоресурсов, в первую очередь газа (330 млрд куб. м) и нефтепродуктов (17 млн т), которые могут быть в будущем направлены на экспорт.

Дальний Восток не является ни энергодефицитным, ни энергоемким регионом по сравнению с Россией в целом. Реализация потенциала энергосбережения на Дальнем Востоке будет в целом осуществляться в рамках целевых значений, заданных на федеральном уровне. Особенностью территории Дальнего Востока является значительный нереализованный потенциал использования возобновляемых источников энергии.

Существенный вклад в повышение эффективности использования энергии в России и, в частности, в регионах Дальнего Востока может внести энергетическое сотрудничество со странами АТР в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Для снижения высокорисковых вложений в деревопереработку следует сохранить нишу российской необработанной древесины на внешних рынках на период подготовки ниши для продукции с высокой добавленной стоимостью. Создание конкурентных преимуществ отечественной продукции переработки потребует системы преференций со стороны государства, включающих различные институциональные инструменты, в том числе налоговые, бюджетные, таможенные и др.

 

О.В. Демина, А.А. Новицкий,

научные сотрудники ИЭИ ДВО РАН

декабрь 2011 г.

 

15.12.2011, 3731 просмотр.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00