Немалый вклад

Выпуск журнала, основной темой которого является развитие малого бизнеса в Хабаровском крае, сложно было бы представить без интервью с заместителем министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края по вопросам малого и среднего предпринимательства Юрием Афанасьевичем Чайкой. Наша беседа – о состоянии и тенденциях развития предпринимательства в крае, новых видах поддержки субъектов малого бизнеса, об основных задачах, которые необходимо решить в предпринимательском секторе экономики и не только...

– Юрий Афанасьевич, как вы оцениваете развитие предпринимательства в крае? Какова его роль в структуре краевой экономики?

– Изначально, когда в 90-е годы зарождался малый бизнес, он занял на рынке те ниши, которые были на тот момент свободны. Все мы отлично помним, как сложно было в те времена с торговлей, сферой услуг. То есть, конечно, с одной стороны, предприниматели смогли хорошо заработать, поскольку рынок был свободен, с другой – предоставили населению необходимые товары и услуги. В настоящее время малый бизнес также преобладает в торговле и сфере услуг, а вот в производственной сфере представлен незначительно, за исключением разве что строительства (но это приоритетная отрасль).

А между тем в развитых странах доля товара, которую производит и реализует малый бизнес, примерно пропорциональна, там он обеспечивает максимум потребностей рынка. Существует крайне небольшое количество отраслей, которые невозможно реализовать усилиями малого бизнеса (там работают транснациональные, государственные компании). Да и в этом случае субъекты малого бизнеса выполняют для них существенные объемы подрядных, сервисных работ.

Наша задача – развивать предпринимательство в производственной сфере. Малый бизнес должен тесно сотрудничать с промышленными предприятиями, он весьма мобилен и в состоянии быстро удовлетворить их потребности. Правила, действующие для госконтрактов, некоторым образом защищают интересы предпринимателей (установлен лимит не менее 10%).

Но, на мой взгляд, субъекты предпринимательства могут удовлетворять гораздо большую долю потребностей таких корпораций, за небольшими исключениями.

А для того, чтобы оценить роль малого бизнеса, просто попробуйте представить, что его нет. Тогда сразу станет понятно то значение, которое он имеет в экономике.

– Но, несмотря на, казалось бы, очевидную пользу предпринимательства для общества, многие воспринимают предпринимателей негативно, словно каких-то дельцов…

– Такая проблема, действительно, существует, видимо, это отголоски 90-х, которые были богаты на не самых достойных представителей предпринимательского сообщества. Безусловно, нужно улучшать имидж малого бизнеса, пропагандировать в обществе идеи предпринимательства. Именно с этой целью в крае проводится конкурс «Предприниматель года». С его помощью мы стараемся поднять престиж профессии предпринимателя, показать социальную значимость малого бизнеса. Завоевать победу, поверьте, непросто. Все претенденты проходят серьезный отбор, требуются рекомендации органов власти, партнеров, различные подтверждающие документы. Учитываются такие параметры, как объем налоговых отчислений, уровень заработной платы, количество созданных рабочих мест и многие другие. И радует тот факт, что с каждым годом растет популярность конкурса, увеличивается количество его участников.

– Но наряду с позитивными моментами, тем не менее, существует и достаточно проблем в данной сфере. Что, на ваш взгляд, в первую очередь мешает развитию предпринимательства?  

– Существующие проблемы я разделил бы на две группы: первая – наличие административных барьеров. В этом контексте основная задача, которая должна быть решена, – не мешать предпринимателю работать. Вторая группа – это, вне всякого сомнения, проблема доступа к финансовым ресурсам вообще и к «дешевым» деньгам в частности. Все-таки данные ресурсы сегодня еще достаточно дороги, особенно для производственного сектора.

– Говоря о проблемах, нельзя не упомянуть о повышении страховых взносов…

– Я не могу сказать, что федеральными властями было принято необдуманное решение. Оно было продиктовано объективными причинами, и, собственно, мы видим, что деньги эти не ушли в никуда, в результате произошло реальное повышение пенсий и т.д. Грамот-ный бизнесмен просто закладывает в себестоимость увеличение взносов, и рентабельность остается практически без изменений, поскольку, по идее, все должны оказаться в одинаковой ситуации. На деле же этого не происходит, поскольку есть еще одна большая проблема российской экономики, и имя ей – теневой бизнес.

И здесь, наверное, необходимо действовать в двух направлениях, чтобы проблему высоких страховых взносов как-то решить. С одной стороны, все-таки изыскивать возможность снизить их размер, с другой – бороться с теневым бизнесом.

Вообще, говоря о налогах, нужно помнить, что все познается в сравнении. Если сопоставить связку подоходный налог – социальные взносы с уровнем других стран, то самый низкий их уровень в Америке и в России, в других странах значительно выше, в Германии, например, он составляет 80%.

Есть и положительный момент в увеличении взносов: те же пенсионеры, получая более высокую пенсию, начинают тратить больше денег в магазинах, пользоваться новыми услугами, то есть повышается платежеспособный спрос, и в результате эти деньги опять возвращаются в экономику, стимулируя ее развитие.

– Неоднократно встречала мнение: как же так, у нас такая богатая сырьевая страна, а налоги большие, почему бы не жить на доходы от сырья?

– Я считаю, это все-таки неправильная позиция. Цены на сырье – вещь достаточно непредсказуема. И СССР, и Россия неоднократно переживали кризисы именно тогда, когда цены на нефть падали, при этом возникали очень критические ситуации, в том числе и с выплатой пенсий. Общество должно научиться само себя содержать, само производить добавленную стоимость.

– На краевом уровне, как известно, действует достаточно мер поддержки малого бизнеса. Из новых направлений что бы вы могли отметить?

– Прежде всего, это направление поддержки, которое будет реализовано в рамках Закона «Об энергоэффективности…». Суть поддержки заключается в следующем: субъектам малого бизнеса, работающим в производственной сфере, будут частично (в размере до 50%) компенсированы затраты на проведение мероприятий по энергосбережению. Размер поддержки при этом может составлять до 1 млн рублей.

Еще один пилотный и социально значимый проект – поддержка дошкольного воспитания, помощь в организации частных мини-садиков, групп. Проблема с детскими дошкольными учреждениями в крае очень серьезная, особенно остро она стоит в г. Хабаровске. Здесь предусмотрена грантовая поддержка. Хотя, на мой взгляд, поддержка в виде грантов – это не совсем правильно. Все-таки предприниматель должен прочувствовать, что такое деньги, которые нужно вернуть в срок, да еще с процентами. Это формирует ответственное отношение и к финансовым ресурсам, и к бизнесу в целом.

Также продолжим грантовую поддержку начинающих предпринимателей. Программа поддержки дошкольного воспитания будет точно, на это уже выделены средства из краевого бюджета, а по грантам еще необходимо привлечь средства из федерального центра в размере 7,5 млн рублей.

– Юрий Афанасьевич, в каком направлении, на ваш взгляд, необходимо сосредоточить усилия органов государственной власти, самого бизнес-сообщества, чтобы предпринимательство получило дальнейшее устойчивое развитие в нашем регионе?

– Во-первых, если говорить о программах поддержки, то нужно в большей мере ориентировать их на нужды развития бизнеса. Второе – это развитие отраслевого предпринимательства, здесь мы планируем тесно взаимодействовать с отраслевыми министерствами. Следующая задача: мы должны сделать так, чтобы предпринимательство развивалось в районах края. Малый бизнес сосредоточен в основном в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. Это, в принципе, логично: плотность населения в городах выше, соответственно, есть рынок сбыта, да и кадровую проблему проще решить, опять же, наличие необходимой инфраструктуры. А, например, в районах, где высокая безработица, предпринимательство, с одной стороны, – это лучший инструмент решить подобные проблемы, а с другой – эффективный способ обеспечить население востребованными товарами и услугами. На юге актуально развитие сельского хозяйства, на севере серьезным видом бизнеса могла бы стать торговля, поскольку механизм доставки следующий: если в навигацию не завезти определенный груз по цене 25–30 руб. за килограмм, то зимой он завозится уже по цене порядка 150 руб. за килограмм. В монопоселениях, как правило, не хватает определенных видов услуг, в особых экономических зонах актуальны услуги для ино­странцев, которые в этих зонах работают, внутренний туризм тоже перспективное направление. Если бизнес смог бы подобные задачи решать, от этого выиграли бы и сами бизнесмены, и территории.

Но за счет чего может появиться новый бизнес? Представители социально активной части населения либо трудятся на постоянном месте работы, либо уже имеют свое дело. Новый субъект предпринимательства может появиться в основном за счет того, что безработный станет предпринимателем, притом уровень безработицы по краю составляет 3,2%, в г. Хабаровске – 0,6%. Здесь возникает закономерный вопрос: а насколько активен тот слой, который числится безработным? Некоторым выгодно получать пособия и параллельно заниматься микробизнесом, к примеру, мелким ремонтом, перевозками, и такое положение дел их вполне устраивает. Тут уже вопрос с легализацией как раз стоит. А на самом деле, как видим, перспективных направлений достаточно, свободные ниши на рынке есть, а мы со своей стороны готовы оказывать содействие данным процессам: это и кадровая поддержка, и финансовая, и развитие инфраструктуры предпринимательства в районах.

Анастасия Баранова

 

16.06.2011, 3952 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00