Главная Публикации Малый и средний бизнес Полезная информация Один в поле не воин, или Стоит ли делать бизнес с партнерами

Один в поле не воин, или Стоит ли делать бизнес с партнерами

Ситуация, когда у начинающего (и не только) предпринимателя имеется идея, но отсутствуют иные компоненты (деньги, связи, опыт и т.п.), достаточно распространена. Нередко начинать бизнес в одиночку, вкладывать все до последней копейки, привлекать заемный капитал попросту страшно. Каждый находит свой выход из данной ситуации. Не самой редкой является ситуация, когда к участию в бизнесе привлекаются парочка надежных друзей в качестве совладельцев. Именно о рисках, связанных с открытием и ведением совместного бизнеса, а также о способах их минимизации мы и поговорим в данной статье.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что совместный бизнес – явление не такое уж и редкое, однако, как правило, ничем хорошим не заканчивающееся. Подтверждением этому является и народная мудрость, выраженная в поговорках («В деньгах родства нет», «Дружба дружбой, а табачок – врозь») и реальные истории, связанные с совместным бизнесом. Так, весьма показательна история совместного бизнеса Готтлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха, талантливейших инженеров, стоявших у истоков автоиндустрии в Германии в конце XIX-начале XX веков и создавших автомобиль «Мерседес». В 1907 году Майбах по причине конфликта с наследником Г. Даймлера покинул компанию и занялся производством собственных двигателей. Крупнейшая в мире сеть кофеен «Старбакс» также поначалу была совместным детищем троих любителей кофе из Сиэтла, однако настоящий успех ждал компанию только после того, как ее возглавил бывший управляющий кофейни Говард Шульц. Разумеется, из данного правила существуют исключения (история компаний Apple или Google), которые, на наш взгляд, лишь подтверждают правило.

Как любая монета имеет две стороны, так и совместный бизнес имеет свои плюсы и минусы.

К положительным моментам можно отнести следующее:

1. Снижение размера стартового капитала для каждого из партнеров (по сравнению с единоличным проектом) и, как следствие, снижение финансовых рисков в случае неудачи. Условно, 50 рублей, вложенные каждым из партнеров в дело, потерять легче, чем 100 рублей, вложенные единолично.

2. Совместное решение проблем. Да, как бы парадоксально это ни звучало, но порой в случае возникновения какой-либо проблемы предпринимателю практически не с кем посоветоваться и обсудить ее решение. Близкие не смогут помочь, наемные работники никогда не будут также сильно заинтересованы в решении проблемы, а вот наличие грамотного партнера уже позволит устроить простейший «мозговой штурм». Кроме того, важную роль в данном случае играет и психологическая поддержка, предприниматель не чувствует себя одним в лодке.

3. Снижение расходов на оплату наемного персонала. Не секрет, что многие стартапы поначалу работают вообще без прибыли и хорошо, если доход покрывает понесенные расходы. При этом бизнесмен несет расходы, в том числе и на оплату наемного труда. Многие начинающие предприниматели готовы работать вообще бесплатно, лишь бы их бизнес встал на ноги. И наличие готового работать бесплатно партнера (партнеров) позволит существенно сэкономить на зарплате работников, по крайней мере, в первое время.

Теперь осветим отрицательную сторону совместного бизнеса:

1. Необходимость раздела прибыли. Здесь все просто, если предприниматель является владельцем лишь половины бизнеса, он, как правило, может рассчитывать лишь на половину прибыли. А ведь половина всегда меньше целого. Со временем у совладельцев может появиться ощущение нехватки денежных средств, так как на их глазах половина прибыли уходит в карман другого человека, пусть и партнера.

2. Трудности в управлении бизнесом. Если бизнесом владеют совместно несколько равноправных партнеров, вероятность возникновения разногласий увеличивается пропорционально количеству совладельцев. Несовпадение взглядов в вопросах ведения предпринимательской деятельности может привести к краху самого бизнеса.

3. Снижение чувства ответственности за бизнес. Чем больше у бизнеса совладельцев, тем меньшая доля принадлежит каждому из них, и тем меньше вероятность того, что такие бизнесмены будут себя чувствовать полноценными собственниками и трудиться с полной отдачей.

4. Сложности в разделе имущества. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также исключительные права. Разделить все это бывает очень непросто и зачастую один из совладельцев просто продает свою долю другому.

5. Вероятность того, что владельцем бизнеса станет только один человек. В том случае, если один из партнеров более опытный или у него имеются какие-либо связи, повышается вероятность того, что именно он в итоге и станет владельцем данного бизнеса, законным или незаконным способом устранив другого партнера (партнеров).

Единого алгоритма ведения совместного бизнеса, универсального рецепта, естественно, не существует, однако несколько советов по сведению негативных факторов совместного бизнеса к минимуму можно дать.

Во-первых, делите шкуру неубитого медведя заранее. Лучше сразу обговорить с партнером или партнерами сумму стартового капитала, долю от стоимости компании, принадлежащую каждому партнеру, распределение прибыли, функциональные обязанности каждого совладельца, механизм принятия решений, порядок выхода участников из бизнеса (привлечения новых партнеров) и т.д. Это позволит избежать гораздо больших проблем в будущем.

Во-вторых, необходимо решить, кто из партнеров будет являться руководителем, кто будет координировать ведение бизнеса. Обычно главным партнером становится тот из совладельцев, чей вклад (финансы, опыт или связи) в общее дело является большим.

В-третьих, никогда полностью не рассчитывайте на своего партнера и на то, что он решит все проблемы.

В-четвертых, все соглашения должны заключаться только в письменном виде, желательно, с удостоверением нотариусом воли участвующих лиц. Если для XIX века было нормальным явлением скрепление сделки плевком на руку, то в XXI веке подобные правила уже не котируются. При этом все элементы соглашения должны быть тщательно согласованы: оценивайте их условия, представив, что ваш партнер стал вашим злейшим врагом (к сожалению, именно так зачастую и происходит).

В-пятых, постарайтесь избежать совместного бизнеса исходя исключительно из финансовой необходимости. В случае недостатка первоначального капитала лучше найти другие способы их получения – найти инвестора, воспользоваться заемно-кредитными средствами и т.д.

В-шестых, постарайтесь избежать привлечения в партнеры друзей, родственников, супругов и т.п. Рабочие отношения неизбежно будут смешиваться с личными, что, как правило, не приводит ни к чему хорошему. Общение совладельцев бизнеса требует иного подхода, нежели просто приятное времяпровождение. И тут возникает недопонимание между партнерами, неудовлетворенность друг другом, а в итоге и недоверие.

В данной статье освещены лишь основные, наиболее распространенные риски, а также наиболее общие плюсы и минусы совместного бизнеса. Безусловно, в каждом конкретном деле необходимо самостоятельно оценивать все факторы. И, перефразируя Д. Рокфеллера, хотелось бы отметить, что лучше дружить со своими партнерами по бизнесу, чем «партнерствовать» с друзьями.

19.06.2018, 942 просмотра.










Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00