Главная Публикации Малый и средний бизнес Полезная информация Развиваем бизнес при помощи франчайзинга

Развиваем бизнес при помощи франчайзинга

Один из вариантов для человека, желающего заняться предпринимательской деятельностью, это франчайзинг или, как его еще называют, коммерческая концессия.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (статья 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иными словами, франчайзинг — это форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором франчайзер (как правило, это компания с достаточно известным на рынке именем) перепродает франчайзи (фактически, независимому от франчайзера субъекту предпринимательских отношений, не являющемуся филиалом или дочерней компанией) права на это самое имя вместе с технологией производства или продажи товара или услуги.

Суть такого сотрудничества заключается в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Фактически, франчайзи покупает готовую бизнес-систему, которую и называют франшизой или франчайзинговым пакетом.

Для нашей страны франчайзинг – относительно новое явление, впрочем, и в мировой практике использование франчайзинговой схемы началось только в ХХ веке. Зародившись  в США, франчайзинговые отношения помогли крупным компаниям пережить Великую депрессию 30-ых годов и значительно укрепиться в дальнейшем. К примеру, в настоящее время франчайзинговая сеть «Макдональдса» насчитывает более 14 000 предприятий по всему миру.

С юридической стороны франчайзинг регулируется положениями главы 54 Гражданского кодекса РФ. К особенностям договора коммерческой концессии относится, например, тот факт, что он является сугубо предпринимательским – сторонами договора могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Договор заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. Также регистрации подлежат изменение и прекращение договора.

В договоре коммерческой концессии могут быть предусмотрены обязательства сторон: не заключать аналогичных договоров с другими лицами (на определенной территории); отказ пользователя от ведения самостоятельной (внедоговорной) деятельности на территории, указанной в договоре, с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; отказ правообладателя от собственной аналогичной деятельности на этой территории и от предоставления другим лицам аналогичных комплексов исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. На пользователя может быть возложена обязанность не получать по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов правообладателя, продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории, а также согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, их внешнее и внутреннее оформление.

Ничтожными признаются условия договора, в силу которых правообладатель вправе определять цену продажи товаров пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем, а также условия, ограничивающие круг покупателей (заказчиков) пользователя в зависимости от принадлежности их к определенной категории лиц или месту их нахождения (жительства).

При этом также необходимо иметь в виду, что ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Кроме того, договором может быть предусмотрено право пользователя на заключение договора коммерческой субконцессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

С одной стороны, франчайзинг выгоден обеим сторонам договора. Франчайзер получает возможность территориально расширить сферу своего влияния и рынок сбыта, затрачивая при этом минимальные ресурсы, и получая прибыль в виде отчислений, получаемых от франчайзи (вступительных взносов, периодических платежей – роялти, и т.д.). А пользователь может открыть свое дело без большого риска для себя, получая при этом (в большинстве случаев) определенную помощь со стороны правообладателя в виде консультаций, обучения персонала, технической помощи и даже предоставления контактов с поставщиками. Кроме того, если правообладателем является широко известная компания (к примеру, одна из сетей ресторанов быстрого питания), пользователю не надо заботиться о маркетинге и приобретении репутации среди потребителей.

С другой стороны, франчайзинг имеет и недостатки. Так, франчайзер лишается части доходов, которые он мог бы получать, занимаясь бизнесом самостоятельно; несет дополнительную (а в некоторых случаях и солидарную) материальную ответственность за ошибки, допущенные пользователем, а также рискует своей репутацией; помогая пользователю в развитии бизнеса, может создать себе конкурента.

Для франчайзи осуществление бизнеса по договору коммерческой концессии также может нести ряд недостатков. К ним относится меньшая самостоятельность пользователя (он обязан следовать «рекомендациям» правообладателя по ведению бизнеса. Это может касаться оформления, ассортимента клиентской политики, способов работы с поставщиками и т.д.) и более строгий контроль качества. Расходы, связанные с приобретением франшизы, могут являться серьезной статьей расходов для франчайзи (вступительные взносы, роялти, проценты за кредит, предоставленный франчайзером, плата за управленческие, консультационные услуги, маркетинговые взносы – условия могут варьироваться).

Что касается нашей страны, то в России франчайзинг активно развивается. При этом франшиза может быть предоставлена не только в сфере оказания услуг, но и в других, включая торговлю и производство. Среди правообладателей можно увидеть как всемирно известные фирмы с большим опытом в сфере франчайзинговых отношений, так и новых игроков, сравнительно недавно вышедших на рынок.  Что касается стоимости, то здесь опять же разброс очень велик. К примеру, франшизу фирмы, оказывающей услуги по зарядке мобильных телефонов с помощью вендинговых автоматов, можно приобрести всего за 35 000 рублей с указанным сроком окупаемости 3 месяца. А вот франшиза одной из сети пиццерий обойдется уже в 10 миллионов рублей с заявленным сроком окупаемости в 2 года, правда, и поддержка франчайзера будет более существенной, нежели в предыдущем примере, включая тренинги, консультации и помощь в открытии первого ресторана. Кроме того, на специализированных сайтах зачастую в стоимость расходов на приобретение франшизы включают и расходы, связанные с открытием бизнеса – расходы на аренду, ремонт помещений, стоимость оборудования и товара, затраты на рекламу.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в настоящее время франчайзинг в нашей стране достаточно активно развивается, несмотря на кризис, а использование франшизы может являться неплохим способом вложения средств и своеобразной «пробы пера» для начинающих предпринимателей.

 

26.07.2018, 932 просмотра.










Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00