Один в поле воин?
– Александр Александрович, на ваш взгляд, какова основная мотивация предпринимателей, которые решают делать бизнес именно так? И вообще, организация своего дела с соучредителем в целом хорошая идея?
– В целом хорошая, но, как известно «дьявол в мелочах». Идея привлекательна тем, что можно объединить таланты или ресурсы и получить хорошие результаты. Так, например, мы с партнером создали предприятие «Герольдмастер». Он отвечал за техническую сторону – дизайн и производственные технологии, я – за маркетинг, стратегию, организационные вопросы и развитие. Мы прекрасно сотрудничали, и благодаря объединению наших талантов эта компания всего за пару лет стала явным лидером рынка. Как консультант, я сталкивался с несколькими компаниями, успех которых во многом стал результатом подобной синергии. Например, один из совладельцев – харизматичный лидер, который создает команду, увлекает людей идеями и ведет их за собой, другой занимается контролем и прикрывает тылы.
Что касается мотивации, то можно сказать, есть два типа:
– осознанное объединение талантов или ресурсов;
– неосознанная попытка заручиться поддержкой, чтобы справиться со страхом перед неизвестностью.
Первый вариант, как правило, успешен, если, конечно, партнеры не ошиблись друг в друге. Второй обречен на провал рано или поздно, независимо от успешности бизнеса.
– Ну и теперь по полочкам. Сначала о позитивном, о преимуществах.
– О позитивном я уже сказал: партнер может предоставить нужные ресурсы, финансирование, свои ноу-хау или связи, может взять на себя какую-то часть деятельности, в которой он силен. Кроме того, само по себе наличие человека, с которым можно обсуждать возникающие в деятельности вопросы, общаться на равных, очень важно. Моральная поддержка имеет большое значение, но именно поддержка, поэтому выбирая партнера, необходимо иметь дело с позитивными, созидательными людьми. Это не значит, что он должен постоянно улыбаться и говорить приятные слова. Но, сталкиваясь с проблемами, одни ищут решения, а другие смотрят только на барьеры. Позитивным я называю человека, который трезво смотрит на вещи, но в то же время ищет решения, а не останавливает деятельность.
– Минусов тоже, вероятно, предостаточно.
– Главный минус, который возникает в таком партнерстве, – неопределенность в отношении власти, то есть кто же все-таки главный. Совсем не обязательно, чтобы этот «минус» присутствовал, но это распространенная ошибка. Если вы хотите работать с партнером долго и с хорошим результатом, необходимо «на берегу» договориться о том, кто главный в этом сотрудничестве. Это не вопрос о том, у кого сколько процентов в компании, нет, бывает так, что большая доля акций и прибыли у одного из партнеров, но главным является другой. Власть может принадлежать только одному человеку. Если партнеров несколько и у них соизмеримые доли в бизнесе, это не означает, что власть делится между ними. Если люди не понимают, что власть невозможно разделить, ее можно только делегировать. Например, человек, обладающий максимальной властью, передает часть этой власти, обычно в какой-то области, партнерам. При этом его власть только усиливается.
Мне даже приходилось консультировать владельцев компаний, чтобы в результате они определились, кто главный, и подписали соглашение, в котором это явно указано. В результате выигрывают все. Если такого согласия нет – рано или поздно соперничество станет явным и будет разрушать бизнес.
– Часто в роли компаньонов выступают друзья, родственники, супруг, коллеги, то есть близкие люди. Полагаю, в некоторых ситуациях это может быть источником дополнительных проблем, ведь так?
– Близкие люди должны понимать, что на работе эта «близость» не привилегия, которая позволяет работать меньше и получать больше. Близость к человеку, обладающему властью, – это дополнительная ответственность. Родственники или друзья должны быть примером для всех остальных сотрудников, иначе какие они друзья. Друг – это тот, кто помогает человеку, способствует его развитию и росту. Если друг или даже родственник нарушает установленные правила, «гнет пальцы», дерзит или просто плохо работает, он наносит ущерб руководителю, его власти и авторитету. Если руководитель умен, он этого никогда не допустит, а как можно быстрее избавится от такого «друга», избавится на работе. Но я не хочу сгущать краски, очень часто друзья и родственники являются надежной опорой для руководителей, я видел множество примеров этому.
Главное – понимать, что на работе мы не друзья и не родственники, у нас есть должностные обязанности и определенный стандарт отношений. Если друзья или родственники этого не понимают, пусть лучше работают в другом месте.
– Хорошо, а можно выделить определенные ситуации, когда бизнес на пару с кем-то может быть сравнительно жизнеспособным проектом, равно как и те, когда это ну просто противопоказано.
– Чтобы это был жизнеспособный проект, необходимо:
– Изначально договориться о том, кому принадлежит власть. И не просто договориться, необходимо, чтобы участники партнерства согласились с этим полностью и безоговорочно и были готовы это поддерживать до скончания веков.
– Очень точно описать функции каждого из партнеров, кто за какие вопросы отвечает, каковы критерии для определения, успешна эта область деятельности или нет. Это обязательно должно быть описано на бумаге, а не просто оговорено в беседе. Все, что не написано на бумаге, очень легко забывается и искажается со временем.
– Необходимо «на берегу» договориться о том, как партнеры будут прекращать сотрудничество, как будут при этом делить прибыли, компанию и в случае провала – как будут делить убытки. Рекомендую даже договориться о том, что должно произойти в случае смерти одного из партнеров. Если вы собираетесь создать соглашение, которое будет действовать десятки лет, даже этот момент должен быть предусмотрен, никто не живет вечно.
– Необходимо понимать, что один из партнеров может утратить интерес к этому бизнесу, может захотеть выйти и продать свою долю, поэтому необходимо точно описать механизм, как это должно происходить, чтобы компания не была разрушена.
– А сухом остатке то что? Давайте попробуем абстрагироваться и понять, какой бизнес при прочих равных по итогу результативнее и устойчивее – тот, у которого один хозяин, или их два и более? Возможно, с примерами из практики вашей или ваших клиентов.
– Если взять статистику, то более устойчивы компании, у которых один владелец. Моя собственная статистика говорит, что около 30% компаний имеют несколько совладельцев, 70% принадлежат одному человеку. Из этих 30% половина имеет большие проблемы с развитием из-за разногласий. Поэтому можно сказать, что только 15% всех компаний принадлежат нескольким владельцам и при этом успешно развиваются. Но еще раз хочу подчеркнуть, причина этого – ошибки при создании партнерства, само по себе партнерство может быть очень успешным.
– Если все-таки принято решение делать бизнес не в одиночку, как лучше организовать взаимодействие между соучредителями касаемо распределения функциональных обязанностей, соотношения долей, участия в оперативном управлении компанией и т.д.?
– Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что такое функции владельца в отличие от функций руководителя, который занимается оперативным управлением. Если один из совладельцев или даже все выполняют еще и функции руководителей, они должны очень точно понимать, каковы их права и обязанности как руководителей, а каковы как партнеров. С этим можно хорошо разобраться, прочитав мою книгу «Обязанности владельца компании». Когда-то мне пришлось в каждой из принадлежащих мне компаний с каждым из соучредителей подписывать соглашение, в котором были явно перечислены функции каждого из соучредителей и были также учтены все пункты, о которых я говорил раньше. Не могу сказать, что мне было легко создать договоренности и подписать соглашения, – понимание необходимости такого соглашения пришло ко мне, к сожалению, не в момент создания компаний, а позже. Но, как всегда бывает в жизни, если правильно не сделал изначально, исправлять ситуацию всегда сложнее. У меня ушло несколько месяцев, чтобы донести до моих партнеров необходимость этого и получить подписанные соглашения.
Что касается распределения долей в компании, то лучше всего согласие в отношении того, кому принадлежит власть, закрепить также распределением акций. Самое плохое соотношение – равные доли, рано или поздно это приносит проблемы.
В общем, если у вас есть желание привлечь партнера, подумайте хорошенько. В любом случае работа с партнером потребует дополнительных действий. Необходимо честно ответить на вопрос: действительно ли эти риски и усилия стоят того, чтобы его привлекать? Если ответ положительный – необходимо начать с составления соглашения, так как в лучшем случае вы будете сотрудничать всю жизнь, в худшем – вам когда-нибудь придется расстаться и поделить активы. Наличие соглашения необходимо в любом из этих двух случаев.
28.10.2013, 2752 просмотра.