Один в поле воин?

– Александр Александрович, на ваш взгляд, какова основная мотивация предпринимателей, которые решают делать бизнес именно так? И вообще, организация своего дела с соучредителем в целом хорошая идея?

В целом хорошая, но, как известно «дьявол в мелочах». Идея привлекательна тем, что можно объединить таланты или ресурсы и получить хорошие результаты. Так, например, мы с партнером создали предприятие «Герольдмастер». Он отвечал за техническую сторону – дизайн и производственные технологии, я – за маркетинг, стратегию, организационные вопросы и развитие. Мы прекрасно сотрудничали, и благодаря объединению наших талантов эта компания всего за пару лет стала явным лидером рынка. Как консультант, я сталкивался с несколькими компаниями, успех которых во многом стал результатом подобной синергии. Например, один из совладельцев – харизматичный лидер, который создает команду, увлекает людей идеями и ведет их за собой, другой занимается контролем и прикрывает тылы.

Что касается мотивации, то можно сказать, есть два типа:

осознанное объединение талантов или ресурсов;

неосознанная попытка заручиться поддержкой, чтобы справиться со страхом перед неизвестностью.

Первый вариант, как правило, успешен, если, конечно, партнеры не ошиблись друг в друге. Второй обречен на провал рано или поздно, независимо от успешности бизнеса.

– Ну и теперь по полочкам. Сначала о позитивном, о преимуществах.

О позитивном я уже сказал: партнер может предоставить нужные ресурсы, финансирование, свои ноу-хау или связи, может взять на себя какую-то часть деятельности, в которой он силен. Кроме того, само по себе наличие человека, с которым можно обсуждать возникающие в деятельности вопросы, общаться на равных, очень важно. Моральная поддержка имеет большое значение, но именно поддержка, поэтому выбирая партнера, необходимо иметь дело с позитивными, созидательными людьми. Это не значит, что он должен постоянно улыбаться и говорить приятные слова. Но, сталкиваясь с проблемами, одни ищут решения, а другие смотрят только на барьеры. Позитивным я называю человека, который трезво смотрит на вещи, но в то же время ищет решения, а не останавливает деятельность.

– Минусов тоже, вероятно, предостаточно.

Главный минус, который возникает в таком партнерстве, – неопределенность в отношении власти, то есть кто же все-таки главный. Совсем не обязательно, чтобы этот «минус» присутствовал, но это распространенная ошибка. Если вы хотите работать с партнером долго и с хорошим результатом, необходимо «на берегу» договориться о том, кто главный в этом сотрудничестве. Это не вопрос о том, у кого сколько процентов в компании, нет, бывает так, что большая доля акций и прибыли у одного из партнеров, но главным является другой. Власть может принадлежать только одному человеку. Если партнеров несколько и у них соизмеримые доли в бизнесе, это не означает, что власть делится между ними. Если люди не понимают, что власть невозможно разделить, ее можно только делегировать. Например, человек, обладающий максимальной властью, передает часть этой власти, обычно в какой-то области, партнерам. При этом его власть только усиливается.

Мне даже приходилось консультировать владельцев компаний, чтобы в результате они определились, кто главный, и подписали соглашение, в котором это явно указано. В результате выигрывают все. Если такого согласия нет – рано или поздно соперничество станет явным и будет разрушать бизнес.

– Часто в роли компаньонов выступают друзья, родственники, супруг, коллеги, то есть близкие люди. Полагаю, в некоторых ситуациях это может быть источником дополнительных проблем, ведь так?

Близкие люди должны понимать, что на работе эта «близость» не привилегия, которая позволяет работать меньше и получать больше. Близость к человеку, обладающему властью, – это дополнительная ответственность. Родственники или друзья должны быть примером для всех остальных сотрудников, иначе какие они друзья. Друг – это тот, кто помогает человеку, способствует его развитию и росту. Если друг или даже родственник нарушает установленные правила, «гнет пальцы», дерзит или просто плохо работает, он наносит ущерб руководителю, его власти и авторитету. Если руководитель умен, он этого никогда не допустит, а как можно быстрее избавится от такого «друга», избавится на работе. Но я не хочу сгущать краски, очень часто друзья и родственники являются надежной опорой для руководителей, я видел множество примеров этому.

Главное понимать, что на работе мы не друзья и не родственники, у нас есть должностные обязанности и определенный стандарт отношений. Если друзья или родственники этого не понимают, пусть лучше работают в другом месте.

– Хорошо, а можно выделить определенные ситуации, когда бизнес на пару с кем-то может быть сравнительно жизнеспособным проектом, равно как и те, когда это ну просто противопоказано.

Чтобы это был жизнеспособный проект, необходимо:

Изначально договориться о том, кому принадлежит власть. И не просто договориться, необходимо, чтобы участники партнерства согласились с этим полностью и безоговорочно и были готовы это поддерживать до скончания веков.

Очень точно описать функции каждого из партнеров, кто за какие вопросы отвечает, каковы критерии для определения, успешна эта область деятельности или нет. Это обязательно должно быть описано на бумаге, а не просто оговорено в беседе. Все, что не написано на бумаге, очень легко забывается и искажается со временем.

Необходимо «на берегу» договориться о том, как партнеры будут прекращать сотрудничество, как будут при этом делить прибыли, компанию и в случае провала – как будут делить убытки. Рекомендую даже договориться о том, что должно произойти в случае смерти одного из партнеров. Если вы собираетесь создать соглашение, которое будет действовать десятки лет, даже этот момент должен быть предусмотрен, никто не живет вечно.

Необходимо понимать, что один из партнеров может утратить интерес к этому бизнесу, может захотеть выйти и продать свою долю, поэтому необходимо точно описать механизм, как это должно происходить, чтобы компания не была разрушена.

– А сухом остатке то что? Давайте попробуем абстрагироваться и понять, какой бизнес при прочих равных по итогу результативнее и устойчивее – тот, у которого один хозяин, или их два и более? Возможно, с примерами из практики вашей или ваших клиентов.

Если взять статистику, то более устойчивы компании, у которых один владелец. Моя собственная статистика говорит, что около 30% компаний имеют несколько совладельцев, 70% принадлежат одному человеку. Из этих 30% половина имеет большие проблемы с развитием из-за разногласий. Поэтому можно сказать, что только 15% всех компаний принадлежат нескольким владельцам и при этом успешно развиваются. Но еще раз хочу подчеркнуть, причина этого – ошибки при создании партнерства, само по себе партнерство может быть очень успешным.

– Если все-таки принято решение делать бизнес не в одиночку, как лучше организовать взаимодействие между соучредителями касаемо распределения функциональных обязанностей, соотношения долей, участия в оперативном управлении компанией и т.д.?

Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что такое функции владельца в отличие от функций руководителя, который занимается оперативным управлением. Если один из совладельцев или даже все выполняют еще и функции руководителей, они должны очень точно понимать, каковы их права и обязанности как руководителей, а каковы как партнеров. С этим можно хорошо разобраться, прочитав мою книгу «Обязанности владельца компании». Когда-то мне пришлось в каждой из принадлежащих мне компаний с каждым из соучредителей подписывать соглашение, в котором были явно перечислены функции каждого из соучредителей и были также учтены все пункты, о которых я говорил раньше. Не могу сказать, что мне было легко создать договоренности и подписать соглашения, – понимание необходимости такого соглашения пришло ко мне, к сожалению, не в момент создания компаний, а позже. Но, как всегда бывает в жизни, если правильно не сделал изначально, исправлять ситуацию всегда сложнее. У меня ушло несколько месяцев, чтобы донести до моих партнеров необходимость этого и получить подписанные соглашения.

Что касается распределения долей в компании, то лучше всего согласие в отношении того, кому принадлежит власть, закрепить также распределением акций. Самое плохое соотношение – равные доли, рано или поздно это приносит проблемы.

В общем, если у вас есть желание привлечь партнера, подумайте хорошенько. В любом случае работа с партнером потребует дополнительных действий. Необходимо честно ответить на вопрос: действительно ли эти риски и усилия стоят того, чтобы его привлекать? Если ответ положительный – необходимо начать с составления соглашения, так как в лучшем случае вы будете сотрудничать всю жизнь, в худшем – вам когда-нибудь придется расстаться и поделить активы. Наличие соглашения необходимо в любом из этих двух случаев.

28.10.2013, 2752 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00