Главная Публикации Эксперты Информационные технологии Как техническое задание сэкономит ваше время и нервы при создании сайта

Как техническое задание сэкономит ваше время и нервы при создании сайта

Начнем, пожалуй, с того, что же это вообще такое – техническое задание на разработку сайта.

Это определенный документ, являющийся основным приложением к договору на создание сайта, где подробно описываются все важные детали, как по дизайну, так и по технической части, по которым будет осуществляться разработка.

О тонкостях рассказывает Светлана Важнина, владелица и директор студии WEB ALTERNATIVE.

«Зачем тратить на это время и деньги, если я и так знаю, чего хочу?» – обычно так думает заказчик, только приступая к созданию интернет-проекта.

Предыдущие годы жизни нашей компании мы думали абсолютно так же. Так мы и жили эти годы с мыслью, что помогаем нашим клиентам сэкономить финансы, при этом тратя колоссальное количество их нервов и времени, потому что вместо заявленных трех месяцев некоторые клиенты получали свои проекты через полгода, а иногда и через год. Печально, но это так. Помимо неоправданных ожиданий клиента и потери доверия к нам как к разработчику, наша компания существенно теряла в прибыли. Проекты, которые с виду стоили довольно-таки немаленьких сумм, в итоге часто производились в минус для нас по количеству затраченных на них часов.

Думаю, этот материал поможет заказчикам и начинающим студиям избежать будущих ошибок и потери времени. Почему так происходит и как техническое задание действительно влияет на скорость разработки сайта, расскажу ниже.

Если говорить о создании небольших сайтов, информационных или презентационных сайтов-визиток, то составлять специальное техническое задание здесь обычно не имеет смысла. Начать работы можно после заполнения небольшого брифа (специальной анкеты), где будут указаны основные требования заказчика к дизайну, структуре и функциям сайта. Делается это обычно бесплатно, при первой встрече с клиентом.

Если же речь идет о создании интернет-магазина или крупного корпоративного сайта, то работа без технического задания будет предполагать ходьбу по минному полю, как для разработчика, так и для самого клиента.

«Почему? – первый вопрос, который обычно задает клиент. – Я ведь знаю, какой сайт хочу. Мне нужен проект по типу...». Семилетняя практика работы в таком духе показала, что двух одинаковых сайтов не существует. В каждом проекте свои отличия, потому что индивидуальные сайты всегда являются частью какого-то бизнес-процесса клиента, и у каждой компании они свои. Заказчик никогда не может сразу предположить все нюансы, с которыми он столкнется в ходе создания веб-ресурса. У каждого интернет-магазина уровень вложенности в каталоге товаров свой, у каждой компании каталог в программе 1С построен уникальным образом, личные кабинеты в корпоративных сайтах у всех свои, заявки работают и отправляются по-разному, алгоритмы поднятия и выделения объявлений на порталах также свои. Каждый раз слова «мне нужно, как...» выливаются в то, что потом клиент говорит: «Нет, а вот здесь я думал, что будет по-другому». А ведь веб-разработчик не предсказатель, он не может на этапе первого просчета сайта понять, что бы еще мог предполагать в нем заказчик. Если поставлена задача «копать быстро», разработчик обычно «быстро копает».

Техническое задание предполагает целый комплекс первичных работ по проектированию сайта. Ведь практически любой клиент всегда начинает добавлять какие-то свои пожелания к разработке сайта и условия. Если первоначально это все не спроектировать, а просто заложить в смету, как говорится, на глаз, то во время самой разработки часто возникают ситуации, что в такой сайт просто физически уже невозможно внедрить какие-то другие пожелания, потому что такая структура хранения баз данных этого не позволяет, или будет иметь какие-то ограничения, или будет существенным образом тормозить работу сайта, или будет неудобной для пользователей.

Другая сторона создания технического задания (далее – ТЗ) – клиент вместе со специалистом буквально «проживает» весь свой будущий сайт. И это не просто слова. Проект-менеджер затрачивает на создание ТЗ примерно 3–4 недели, предлагая во время работы клиенту какие-то различные варианты каждого модуля (функции сайта), а также любые идеи, которые возникают у него по ходу. В свою очередь, у клиента также могут появиться какие-то новые пожелания. Какие-то функции сайта отпадают за ненадобностью. Зачем заказчику переплачивать, если оказывается, что конкретно ему этот модуль не будет приносить совершенно никакой пользы? Попутно все идеи клиента менеджер проекта обсуждает с дизайнером, верстальщиком, программистом, чтобы в будущем не получилось, что что-то реализовать невозможно. На этом же этапе клиент предоставляет все необходимые для анализа сведения: вариант своей выгрузки каталога из 1С, данные по формулам в калькуляторах расчета, необходимые поля в заявках, варианты своего программного обеспечения, например электронные цифровые подписи, прописывает, что именно должно быть в его карточке товара, продумывает, а где он потом будет брать описания для 15 000 наименований товара, фотографии к ним, отзывы клиента. За месяц работы по предварительной подготовке к разработке сайта у клиента складывается четкое представление, что будущий сайт – это не просто написание программы по примеру, а это большой труд, часть которого будет лежать и на нем самом. У нас даже был случай, когда после разработки ТЗ клиент отказывался от создания проекта, потому что в итоге он оказался очень трудоемким и дорогостоящим, и компания поняла, что на данный момент она просто не готова к таким работам (нет соответствующих специалистов, времени и других ресурсов).

Кто-то скажет: «Ну и смысл? Вы же потеряли клиента, а так бы уже получили хотя бы предоплату за сайт». Но с другой стороны, какой смысл выдавать заказчику «недопродукт»? Вряд ли он потом обратится вновь или порекомендует такую компанию своим друзьям-бизнесменам. Пусть лучше клиент поймет, что он пока не готов к такой работе, ему нужно накопить соответствующие ресурсы, и придет, например, через год, но зато потом работа по созданию сайта займет у него четко запланированное время. Чем весь этот год тянули бы резину с двух сторон, ошибались, ругались и думали: «А зачем мы это затеяли?»

Помимо всего вышесказанного, работа веб-студии и компании-клиента по созданию технического задания – это и есть вкладывание ответственности со стороны клиента в будущий проект (то, про что мы уже писали ранее). Опыт внедрения в проекты технических заданий показал, что, пока шла долгая работа, клиент взял на себя ответственность за проект. Ведь окончанием работы над ТЗ является так называемый прототип (схематические макеты особо значимых страниц), который заказчик также детально утверждает, они вместе с проект-менеджером изменяют блоки на страницах, расставляют приоритеты. После этого дизайнеру остается наложить именно стиль и общее оформление на определенно заданные рамки страниц сайта, по поводу которых у заказчика уже есть согласие. Клиент получает уже то, что он ожидал, в более быстрый срок.

Надеюсь, эта статья пригодится всем, кто еще ни разу не сталкивался с созданием сайта в реальной жизни, затягиванием сроков, непониманием, отсутствием конечного результата или его отклонением от ожидаемого. Берегите свое время и нервы, работайте только по четкому техническому заданию.

19.10.2015, 1556 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00