Промышленный вектор
Промышленное производство является одним из драйверов экономики Хабаровского края, внося значительный вклад в показатели социально-экономического развития региона, продукция промышленных предприятий хорошо известна и пользуется спросом не только в крае, но и за его пределами.
О текущей ситуации и развитии промышленного комплекса Хабаровского края в 2021 году нашему журналу рассказал Игорь Фомин, министр промышленности и торговли Хабаровского края (в рамках интервью мы не рассматривали лесопромышленный комплекс края, который также курирует министерство промышленности края. – Прим. ред.).
– Игорь Владимирович, каковы показатели и тенденции промышленного сектора Хабаровского края? Какими предприятиями формируется промышленный потенциал края?
– Министерство промышленности края курирует промышленный комплекс, включающий около тысячи организаций по 15 видам экономической деятельности с численностью работников около 31 тысячи человек.
Тенденции развития промышленного производства прежде всего определяются машиностроительным и металлургическим секторами, которые формируют более 82% объема отгруженной продукции и около 68% налоговых поступлений промышленного комплекса.
По итогам 10 месяцев 2021 года наблюдается положительная динамика объемов производства транспортных средств и оборудования, металлургического производства.
В 2019 – 2020 годах предприятиями авиа- и судостроения заключены новые контракты, предусматривающие загрузку производств до 2028 года.
Филиалом АО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» в 2021 году продолжено строительство истребителей Су-35С и Су-57 для Минобороны России, Су-35 на экспорт, изготовление составных частей самолета SSJ-100.
Предприятие включено в работу над проектом легкого тактического самолета «Checkmate», в июле 2021 года первый экземпляр-демонстратор самолета представлен «КнААЗ» на авиасалоне МАКС–2021, в ноябре 2021 года на международной выставке Dubai Airshow 2021.
Производственным центром филиала ПАО «Корпорация «Иркут» «Региональные самолеты» в г. Комсомольске-на-Амуре в рамках производственной программы увеличен выпуск гражданских самолетов SSJ-100. За 10 месяцев 2021 года заказчикам отгружено 14 самолетов (в соответствующем периоде 2020 года – один самолет). По итогам 2021 года планируется отправка 23 единиц.
Ведется работа по подготовке производства новой модификации SSJ-New с максимальным использованием комплектующих российского производства.
Отрасль судостроения также вносит весомый вклад в экономику края. ПАО «Амурский судостроительный завод» начаты работы по исполнению контракта на строительство корветов проектов 20380 и 20385 для Минобороны России, заключенного в 2020 году. В 2021 году заложено три единицы:
– 23.08.2021 при Президенте РФ проведены торжественные мероприятия, посвященные массовой закладке кораблей для Военно-Морского Флота Российской Федерации. В рамках данных мероприятий в Хабаровском крае с участием Губернатора края Дегтярева М.В. на ПАО «АСЗ» состоялась закладка двух многоцелевых сторожевых кораблей ближней морской зоны (корветов) проектов 20380, 20385;
– в сентябре 2021 г. заложена еще одна единица.
Также предприятием продолжены работы по достройке корвета «Резкий», строительству четырех малых ракетных кораблей, двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов и аварийно-спасательного судна MPSV-06.
АО «Хабаровский судостроительный завод» продолжено строительство двух краболовных судов.
Положительная динамика сохраняется в металлургическом производстве. ООО «Амурсталь» наращивает объемы производства, выполняются поставки продукции на экспортный и внутренний рынки. За январь – октябрь 2021 года выпуск проката черных металлов обеспечен с ростом в 1,4 раза к соответствующему периоду прошлого года.
В текущем году заводом продолжена реализация программы развития металлургического комплекса, предусматривающая наращивание объемов производства, а также проведение модернизации, ориентированной на расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
В целях поддержки производственной деятельности завода и снижения транспортных издержек министерством продолжается работа с ОАО «РЖД» по установлению сниженного на 26,4% тарифа на железнодорожные перевозки лома черных металлов до станции Комсомольск-на-Амуре. В соответствии с решением ОАО «РЖД» данная мера действует и в 2021 году.
Также прорабатывается вопрос участия ООО «Амурсталь» в проекте по созданию «Кластера предприятий по производству строительных материалов» на территории края.
Положительные тенденции отмечаются в энергетическом машиностроении. В рамках реализуемой политики по импортозамещению и федерального проекта «Оздоровление Волги» АО «Дальэнергомаш» разработан и произведен опытный образец воздушного нагнетателя «АЭРО-IM», характеристики которого превосходят зарубежные аналоги.
По итогам проработки вопроса использования нагнетателей при строительстве и реконструкции очистных сооружений в субъектах Российской Федерации при поддержке министерства в апреле 2021 года
АО «Дальэнергомаш» заключен контракт на поставку нагнетателей для МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» (Московская область). В ноябре 2021 года отгружена первая партия оборудования.
Потребность в нагнетателях, используемых в производственном процессе горводоканалов заинтересованных регионов, позволит обеспечить загрузку АО «Дальэнергомаш» на долгосрочную перспективу.
– Продукция краевого авиастроения является своего рода визитной карточкой края, расскажите о дальнейших целевых ориентирах отрасли.
– Министерством промышленности края во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти прорабатываются вопросы по организации на базе авиастроительных предприятий края выпуска новых типов самолетов и их составных частей (МС-21, CR-929, ТВРС-44).
Правительством края совместно с Минпромторгом России, Минвостокразвития России и разработчиком ООО «Байкал-Инжиниринг» прорабатываются вопросы организации в г. Комсомольске-на-Амуре сборочного производства легкого многоцелевого 9-местного самолета «Байкал» для нужд региональной авиации.
Самолет «Байкал» создается для широкой области применения – это грузовые перевозки, лесопатрульные и прочие мониторинговые работы, транспортировка лиц, нуждающихся в медицинской помощи, спасательные и химические работы. По прогнозу ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» до 2030 года потребуется около 400 данных самолетов.
Минпромторгом России поставлена задача не позднее января 2024 года запустить в г. Комсомольске-на-Амуре производство самолетов «Байкал» с мощностью не менее 20 самолетов в год.
Разместить объекты производства планируется на территории, прилегающей к действующим мощностям авиастроительных предприятий, с применением на нее преференциального режима территории опережающего социально-экономического развития путем расширения границ ТОСЭР «Комсомольск». На производственной площадке планируется строительство:
– цеха агрегатной и окончательной сборки;
- центра технического обслуживания и ремонта;
– склада авиационно-технического имущества;
– авиационного учебного центра.
Комсомольск-на-Амуре станет кузницей кадров для цифровой промышленности региона. На площадке ТОСЭР «Комсомольск» одновременно с цехом сборки легких многоцелевых самолетов «Байкал» появятся современный центр подготовки к соревнованиям во Всероссийском конкурсе кадров для цифровой промышленности «Кибердром» и Центр роботизации, образовательная база которых позволит привлечь молодежь в перспективные отрасли цифровой экономики.
– На чем будут сконцентрированы усилия министерства промышленности края в следующем году?
– В целях развития промышленного комплекса министерством будет продолжена работа по следующим приоритетным направлениям:
– увеличение загрузки и повышение эффективности деятельности предприятий края за счет размещения новых заказов военного и гражданского назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса края; финансового оздоровления предприятий; решения вопросов кадрового обеспечения действующих и новых производств;
– реализация новых проектов, включая привлечение инвесторов для создания новых производств; модернизацию и развитие предприятий, в том числе с привлечением бюджетных средств;
– предоставление мер государственной поддержки (в том числе расширение инструментов поддержки среднего бизнеса, льготные займы краевого фонда развития промышленности;
– структурные изменения (диверсификация производств ОПК; освоение выпуска новой гражданской продукции);
– привлечение краевых предприятий к поставкам товаров и услуг при реализации крупных инвестиционных проектов, участию в реализации национальных программ и проектов.
07.12.2021, 1481 просмотр.