От менеджера до босса: как вырастить идеального руководителя внутри компании
Секретами управленческого мастерства поделилась Светлана Важнина, владелица агентства WEB ALTERNATIVE.
– Моему digital-агентству 15 лет и ранее я уже рассказывала, что первые несколько лет я несла на себе функции менеджера по продажам, дизайнера и владельца. В какой-то момент мне просто хотелось все бросить, потому что нагрузка была гигантская.
Я начала нанимать новых сотрудников в надежде передать им часть своих задач, но проблем и ошибок становилось только больше. Стресс накрывал с головой, я не могла отдыхать или хотя бы отвлечься от мыслей о работе. Постоянные звонки, решение проблем, «тушение пожаров».
Я знала, что могу уйти в найм и устроиться на хорошую работу, получать стабильную зарплату и ходить спокойно в отпуск. Но для меня это значило отказаться от своей мечты, сдаться. Мой муж сказал: «Свет, я прикрою. У тебя все получится! Попробуй еще раз!».
Эта поддержка и вера придала мне сил. Я начала разбираться во всем с самого начала. Искать курсы о ведении бизнеса и построении команды. И в один прекрасный день наткнулась на Школу Владельцев Бизнеса.
Проблемы, с которыми я пришла в Школу:
1. Я выполняю все функции в компании, хотя уже есть нанятые сотрудники.
2. В компании нет четкой структуры.
Уже в процессе обучения в ШВБ я начала видеть разницу между директором и владельцем, поняла причины проблем в компании и, наконец, разобралась, что такое управление на самом деле.
Управление – это согласование индивидуальных усилий, направленных на достижение общей цели (А. Высоцкий).
Мне это определение очень близко, так как у компании должна быть общая цель и каждый член команды должен прикладывать индивидуальные усилия, чтобы к этой цели прийти. А управленец – это как раз тот человек, который будет ставить цель, направлять команду к ней и контролировать ее достижение.
Цель должна быть сильная и мощная, чтобы с ее помощью вдохновлять всю команду. Например, цель моей компании: «С помощью современных интернет-технологий, помогать бизнесу развиваться быстрее и эффективнее, делая наш мир лучше день ото дня». Далее, цель уже помогают достигать основные инструменты управления.
Инструменты управления – это административные технологии, с помощью которых можно систематизировать и организовать деятельность компании, управлять финансами и сделать прибыль прогнозируемой.
По мере обучения я внедрила в свою компанию инструменты управления: организующую схему, статистики, систему планирования, систему коммуникации, финансовое планирование и т.д.
Первый инструмент, который мы стали внедрять – это структура предприятия. Всего существует 7 основных функций в компании: управление, найм, продажи и маркетинг, финансы, производство, качество и пиар. По этому скелету мы выстраиваем структуру компании и понимаем, на какие функции нам нужны руководители, то есть, люди, которые управляют и отвечают за определенные функции.
Таким образом, я расставила все по полочкам и правильно организовала работу внутри компании.
• Мой первый опыт выращивания сотрудника в руководители.
Когда я начала искать руководителей в компанию, я поняла, что это будет нелегко: приходили «звездочки» с завышенными требованиями, при этом абсолютно не готовые к реальной работе. Были и подготовленные с опытом, но без желания вникать в продукт компании. С кем-то цели не совпадали, с кем-то идеи. И этот поиск «того самого», казалось, никогда не закончится, и я решила попробовать вырастить сразу директора из наиболее подходящего на эту должность сотрудника.
Первый опыт был неудачным, так как через два года всех вложенных усилий уже полностью готовый человек ушел из компании. Но так я смогла увидеть успешные и неуспешные действия и уже применять их на других сотрудниках.
Как итог – за 15 лет я успела поставить, вырастить 9 крутых и способных руководителей. А они уже растят начальников для себя и так же успешно ставят их на руководящий пост.
• Почему внутренний руководитель лучше, чем «с улицы».
1. Ваши сотрудники понимают вас и ваш продукт.
Человек, который проработал в компании от 6 месяцев и больше точно знает о вашем продукте и вашей компании больше, чем новый человек. И суть не в самом знании, а суть в согласии с этим продуктом. Не получится ситуации, что вы несколько месяцев обучали и вкладывались в человека, а он ушел по причине, что ему не интересен или не понятен продукт компании.
2. Если человек работает с вами, то он уже разделяет цели вашей компании и имеет определенную точку зрения, а не просто навыки.
Если цели сотрудника не согласуются с целями компании, то сотрудничество с таким человеком рано или поздно прервется. Опять же, человеку нужно определенное время, чтобы понять на своем ли он месте. И иногда это несколько недель, иногда – месяцев. А за это время можно многому обучить уже работающего на вас сотрудника.
3. Ваш сотрудник хочет расти, и он будет благодарен вам за предоставленную возможность.
Человек с радостью будет брать ответственность на себя и отдаваться в полную силу.
4. Внешние руководители часто желают достигать только свои цели, легко уходят в другие компании и не готовы бороться за ваши идеи.
Если другая компания предложит больше, сотрудник сразу же уйдет туда. Ваш сотрудник будет бороться за вас и ваши идеи, пока в них верит.
• Как понять, что человек подходит на должность руководителя.
Руководитель – это тот, кто способен доводить дела до конца. Поэтому, это изначально способный и самостоятельный кандидат, пусть даже без опыта.
Потенциальный руководитель – это тот, кто не приносит проблем. Он может быть не самым общительным и приветливым, но, если он доводит дела до конца и не приносит проблем – это ваш кандидат.
Увидеть в деле человека можно, поставив его, для начала, на должность специалиста и посмотреть, как он там справляется.
Если у сотрудника: за все время работы показатели растут; он берет на себя новую ответственность и все дела доводит до результата; умеет общаться и готов улаживать с помощью общения ситуации – значит, перед вами ваш потенциальный руководитель. Как правило хватает 1–3 месяцев, чтобы увидеть, как сотрудник справляется на новой должности.
За 15 лет я получила большой опыт в найме и «взращивании» сотрудников, и я точно знаю, что не получится просто сказать человеку: «с завтрашнего дня ты будешь руководить отделом продаж». Для того, чтобы все функции выполнялись в полную силу, необходимо полностью передать пост новому руководителю.
• Как правильно передать пост новоиспеченному руководителю.
Прежде, чем человек встанет на новую должность, его необходимо подготовить или передать пост. Пост – это занимаемая должность.
И есть несколько правил, которые помогут руководителю быстро освоить должность:
1. Четко описать должностную инструкцию поста.
2. Желательно иметь четкую структуру компании, чтобы не сгружать на руководителя все задачи, которые в принципе должны были делать 5 человек.
3. Разработать систему мотивации не окладную, а зависящую от результатов, которые будет получать отдел компании или вся компания под его руководством.
4. Поговорить с ним о том, желает ли он вообще брать ответственность за людей и быть руководителем.
5. Если да, то провести с ним полное прояснение ожидаемых результатов его работы (занимает часа 3), в которых вы разбираете каждую функцию с примерами по должностной инструкции, а также примеры того, как его работа не выполнялась бы в компании.
6. Назначать также испытательный срок, но уже на должности руководителя, ведь он может и не оправдать ваших надежд.
7. Составляете с ним примерный план его действий на неделю.
8. Создаете ему критерии для отслеживания эффективности.
9. Представляете его всем подчиненным и основным сотрудникам, с которыми он будет коммуницировать
10. Все коммуницирующие люди должны провести мини-планерки, чтобы обсудить ожидания друг от друга.
11. Сначала ходите с ним на все координации и встречи вместе, убедившись, что справляется – отпускаете в свободное плавание.
12. При этом всегда оставляете свой четкий контроль, смотрите показатели и отчеты по выполнению задач.
Конечно, взращивать руководителя долгий и, не всегда, простой путь, но поверьте – эффективный. Верьте в своих сотрудников и создавайте сильную и мощную команду!
20.08.2023, 3825 просмотров.