Менеджмент в действии

Мы продолжаем цикл публикаций о том, как организовать и развить успешный бизнес. Нашим собеседником, как и прежде, выступает Александр Высоцкий, основатель и ведущий бизнес-тренер компании «Высоцкий консалтинг».

Сегодня мы поговорим о тонкостях управленческого мастерства.

– Разумеется, те, у кого есть управленческое образование, имеют представление о том, что такое управленческий цикл, основные функции менеджмента. Но для остальных это, как правило, загадка. Давайте приоткроем завесу тайны.

– В первую очередь хочу сказать, что само слово «менеджмент» на русский, как правило, переводят как «управление», хотя это только частично передает смысл понятия. Менеджмент в английском предполагает также такие оттенки, как «забота о чем-то», «покровительство». Поэтому можно сказать, что человек, который занимается менеджментом, по-настоящему заботится о той области, которой руководит. В первую очередь настоящая забота о вверенном подразделении или компании предполагает наличие хороших результатов деятельности, но она также включает и заботу о будущем всего подразделения, сотрудников, средств производства. Хороший менеджер – это человек, который предан своему делу. Древние индийцы считали, что предназначение руководителя заключается в том, чтобы служить группе, которой он управляет. Служить, конечно, не тем, чтобы делать работу своих подчиненных. Главная задача руководителя – сделать так, чтобы творческий импульс каждого из членов группы был направлен на ее цели.

Изначально у людей, которые приходят работать в компании, разные цели. Один ходит на работу только лишь потому, что ему нужно кормить семью, его творчество не направлено на общую победу, он думает только о том, что он может получить. Другой хочет приобрести знания или опыт, а может быть, и связи, которые помогут ему в будущем. Кто-то искренне любит свою работу, и для него она является творчеством. Но в постиндустриальном обществе нам нужна уже не сила мускулов сотрудников, для успеха требуются их интеллект и творчество. Нельзя заставить человека думать, принимать решения. Поэтому главная задача менеджмента сейчас – сделать так, чтобы все члены команды искренне направляли свое творчество на общий успех, каждый в соответствии со своими функциями в компании. Еще одна задача – чтобы творчество разных людей было согласовано и направлено на общую цель.

Узнать о том, насколько успешен менеджер, очень просто – достаточно посмотреть на то, насколько его подчиненные направляют творчество на достижение общего результата, и на то, насколько согласованны их действия.

– Можно ли выделить самую главную функцию управления: например, сказать, что планирование – это наше все, или, может, мотивация, или что-то еще?

– Конечно можно, главная функция менеджмента – постановка целей. Все остальные составляющие без нее теряют смысл, говорить о планировании, когда не ясны долгосрочные цели, бессмысленно. О мотивации не может быть и речи, если люди не объединены общей целью. Под постановкой цели я в первую очередь подразумеваю определение главной цели всей деятельности, долгосрочной цели, которая остается неизменной многие годы. Независимо от размера и сферы деятельности компании такая цель должна быть определена. Например, целью нашей компании является повышение эффективности малого и среднего бизнеса благодаря внедрению системы управления, которая включает множество составляющих: и планирование, и создание структуры организации, и количественное измерение результатов, и многое другое. Один из наших клиентов поставил своей целью повышение качества жизни жителей города. Супермаркеты, рестораны и другие подразделения компании направляют свои усилия и творчество всех членов команды именно на это. И эта цель не просто красивая фраза для создания имиджа, это настоящая цель, которая задает вектор для планирования на всех уровнях, от стратегического плана компании на пять лет до плана на неделю линейного менеджера.

– Есть еще один важный момент. Это делегирование. Почему-то многие руководители или боятся, или не умеют делегировать полномочия, решение задач своим подчиненным, взваливая все на себя, что, конечно, не есть правильно. Тут какие есть тонкости и секреты?

– Тонкостей в этом никаких нет. Основная причина, почему это происходит, – большинство людей, которые занимают должности руководителей, таковыми на самом деле не являются. Руководитель – это человек, который направляет подчиненных и таким способом получает результат. Человек, который выполняет работу сам, под аплодисменты своих подчиненных, руководителем не является. Это отсутствие компетентности, ведь очень часто руководителем ставят хорошего специалиста. Но одно дело – выполнять работу своими руками, а совершенно другое – добиться, чтобы эту работу сделали другие. Если человек не умеет это делать, то он «сваливается» с позиции руководителя на свое привычное место и делает то, что он очень хорошо умеет делать как специалист. Этому способствует то, что люди любят заниматься тем, что у них хорошо получается, это называется «садиться на любимого конька». Ведь для того, чтобы стать компетентным руководителем, необходимо освоить инструменты руководителя и на какое-то время выйти из зоны комфорта. Любой новый навык требует выйти из комфортного состояния, где все под контролем, в новую область, люди этого боятся и не любят. Это как «снова в первый класс», для этого требуется, во-первых, понимание самого факта, что ты некомпетентен как руководитель, во-вторых, желание стать профессионалом в этой области.

– Одним из дискуссионных вопросов в управленческой науке был и является поиск идеального стиля управления. А он вообще существует? И, может быть, в этом контексте стоит провести сопоставление плюсов и минусов существующих стилей?

– Говорить о стиле управления я считаю просто бессмысленным, это как говорить о стиле в работе школьного учителя или дирижера. Конечно, каждый человек индивидуален, поэтому любой школьный учитель имеет какой-то свой стиль. Но есть методики преподавания предметов, и если учитель им следует, он получает хорошие результаты. Если он использует эти методики с умом и вдохновением, он получает выдающиеся результаты. В работе руководителя тоже есть точные методики, эта область деятельности стара как мир. Стиль в управлении проблемой не является, можно сказать, что управленцы в большинстве случаев просто не знают азов, они не умеют «читать и писать».

О стиле может идти речь, когда человек мастерски владеет инструментами и при их применении проявляет свои сильные стороны. За последние четыре года наша компания завершила около 250 консалтинговых проектов, ни в одном из них мы не сталкивались с проблемой стиля в управлении. Каждый раз, когда возникали проблемы в управлении людьми, дело было в элементарных, грубых ошибках. Например, один из владельцев довольно успешной и известной компании нанимал талантливых руководителей, но год за годом постоянно вторгался в их область ответственности и таким образом лишал их возможности управлять. Причем он делал это не только тогда, когда возникали значительные угрозы, а гораздо чаще, даже когда в этом не было особой необходимости. В результате эти руководители ощущали, что у них забирают власть. Он много раз совершал одну и ту же ошибку только по единственной причине: вместо того, чтобы отдавать распоряжения через руководителей подразделений, он действовал напрямую. В результате терял очень способных людей. О каком стиле может в таком случае идти речь? Не важно, жесткий ли он с людьми или мягкий, не имеет значения, насколько он демократичен или авторитарен, результат в таком случае всегда один – потеря ценных членов команды. Ведь чем более ответственно человек относится к своей работе, тем менее терпимым он будет к тому, что кто-то вторгается в его область ответственности.

– Из предыдущего вопроса логично вытекает следующий – о лояльности подчиненных. Ведь степень лояльности к боссу, его авторитет далеко не последние факторы, влияющие на достижение целей всего предприятия. Есть ли готовые рецепты?

– Правильно будет говорить не о лояльности, а о преданности. Лояльность – это демонстрация позитивного отношения, а демонстрация не всегда отражает истинное положение. Преданность действительно очень важна. Бизнес – командная игра, в которой зачастую нет времени на обсуждения и размышления, иногда необходимо действовать быстро. Если подчиненные не преданны руководителю, он просто может не получить исполнения в такой момент. Преданность требует доверия, которое основано на уверенности в том, что человек, стоящий во главе команды, действительно ведет ее к победе. Чтобы у членов команды была такая уверенность, лидер должен, во-первых, постоянно продвигать цель и, конечно, он сам должен быть на цели. Невозможно создать преданность, если владелец компании не любит дело, которым занимается, и если он не считает себя членом команды. Например, некоторые предприниматели создают бизнес и работают над его развитием только для того, чтобы в какой-то момент выгодно продать его и уйти на покой. Наивно ожидать при таком подходе преданности от сотрудников, если лидер «смотрит налево». Если вы обратитесь к примеру самых успешных компаний, то обнаружите, что их создатели принимают активное участие в развитии бизнеса на протяжении всей своей жизни. Это особенно важно в тех видах бизнеса, где для успеха необходимо творчество членов команды.

– По каким критериям мы можем сказать: да, вот этот руководитель эффективен, а вот этот нет?

– Основные признаки эффективности руководителя: наличие хороших результатов в работе команды – удовлетворенность клиентов, доход и прибыль; согласованность действий всех сотрудников; наличие у сотрудников искреннего желания сделать работу хорошо.

Если этого нет, руководителю необходимо повышать свою компетентность в области управления людьми.

– А как руководитель может повысить свою личную эффективность?

– Так же, как компьютерный специалист, прежде чем сможет считаться профессионалом, обучается, накапливает опыт, руководитель должен получить в первую очередь знания того, как управлять. Затем необходимо постоянно практиковаться и повышать свои навыки. Никого не удивляет, что для того, чтобы лечить людей, необходимо учиться какое-то время. Для того чтобы управлять людьми, придется некоторое время потратить на изучение приемов этой профессии.

27.12.2013, 4184 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00