Сергей Мазунин: «Нужно усиливать диалог»

Организации, способствующие развитию малого и среднего бизнеса, играют ключевую роль в экономике любой страны. В Российской Федерации одной из таких организаций является ОПОРА РОССИИ.
В интервью с Сергеем Мазуниным, Председателем Хабаровского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ – о развитии предпринимательства, проблемах и точках роста краевой экономики.
- Сергей Николаевич, как Вы могли бы оценить условия для развития предпринимательства в Хабаровском крае, насколько они благоприятны, по сравнению с другими регионами?
- На мой взгляд, в настоящее время Хабаровскому краю явно не хватает коммуникаций между краевой властью и деловым сообществом.
В регионах, где коммуникация и обратная связь развиты хорошо, там и бизнес демонстрирует достойные результаты. Посмотрите на Приморье, Сахалинскую область. На Сахалине, который входит в ТОП-5 инвестиционного рейтинга, губернатор ежемесячно встречается с предпринимательским сообществом.
Очень нужны встречи представителей органов власти с бизнес-сообществом, где бизнес мог бы поднимать свои насущные вопросы.
Раньше в крае существовала практика подобных встреч, как минимум раз в квартал встречались руководители большой четверки (региональных отделений Деловой России, ОПОРЫ РОССИИ, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей – Прим. ред.), по итогам этих встреч губернатор давал соответствующие поручения.
Это была эффективная площадка, и было бы здорово, если бы подобную практику возобновили. Нужно усиливать диалог. Как вариант, может быть требуется некоторая перезагрузка работы Совета по улучшению инвестиционного климата и предпринимательству края.
Большие надежды бизнес возлагает на нового руководителя министерства экономического развития Хабаровского края – Николая Дубинина. Это человек с большим опытом, профессионал, дальневосточник, хорошо понимает нашу дальневосточную специфику, имеет опыт работы в экономическом блоке самого большого по численности субъекта РФ – Приморья.
Надеюсь, что совершенно по-другому будут выстроены взаимоотношения экономического блока Правительства края, регионального министерства экономического развития с бизнес-сообществом, будут усилена работа с руководителями ведущих деловых объединений, поскольку они именно тот рупор, через который представители бизнеса транслируют свои проблемы и задачи. Чтобы была бОльшая вовлеченность и нацеленность на решение этих вопросов. Нужно уходить от формализма, и больше ориентироваться на практические задачи, на мой взгляд.
К примеру, у нас запущено много масштабных инвестиционных проектов. Но в ходе реализации у них возникают различные вопросы, то же присоединение к сетям не всегда идет гладко. И много других вопросов.
Я очень надеюсь, что с приходом нового руководства в крае появится новая экономическая политика. Чтобы у нас появлялось больше инвестиционных проектов от малого, среднего бизнеса – крупный, понятно, свой бизнес разовьет в любом случае.
- Что Вы подразумеваете под новой экономической политикой?
- Учет при реализации программ развития экономики и предпринимательства особенностей нашей территории. Понимаете, страна у нас огромная, и условия в разных регионах могут значительно отличаться. У одного одни преимущества и минусы, у другого – другие. И допустим, брать какую-то федеральную меру поддержки и просто ее здесь пробовать реализовать не всегда эффективно. Потому что условия другие. У Хабаровского края масса преимуществ. Например, Хабаровск - это важнейший транспортно-логистический узел, по оценкам экспертов географическое положение Хабаровска с этой точки зрения гораздо привлекательнее, чем у Владивостока. Но есть обратная сторона. Не везде у нас в достаточной мере развита дорожная инфраструктура, а где-то нужны даже не дороги, а развитие малой авиации. Потому что есть масса отдаленных населенных пунктов, сложный рельеф и т.д.
И получается, нужно развивать какую-либо сферу предпринимательства, пробуют ее стимулировать, к примеру, финансовыми инструментами, а там гораздо больше бы эффекта дало развитие малой авиации. Не просто так говорят, что километр дороги ведет в никуда, а взлетная полоса ведет во весь мир. Развитие малой авиации дало бы развитие новых ниш, большую вовлеченность предприятий в хозяйственный оборот.
Немало вопросов вызывает технологическое присоединение к инженерным сетям, особенно это касается строительной отрасли.
Есть вопрос недостатка энергетических мощностей, для текущих потребностей вроде нормально, а если захотим в крае реализовывать новый масштабный проект в сфере горнорудной промышленности, например, не просто по добыче и реализации концентрата, а переплавку сразу на месте – тут уже нужны энергетические мощности на порядок больше. Добыча природных ресурсов и их переработка - энергоемкие производства. Это, конечно, инфраструктурные ограничения, которые нужно расшивать.
Неспроста появились разговоры про строительство атомной электростанции в крае, есть реальная потребность в мощностях для реализации крупных проектов.
Также есть вопросы по приоритетным инвестиционным проектам. Люди получают землю на льготных условиях, а потом выращивают сою. А должны были развивать, к примеру, мясное и молочное животноводство. Нужен более жесткий контроль и механизмы, мотивирующие реализовывать проекты в заявленные сроки.
- Сегодня много говорят о развитии производственного бизнеса…
- Тут вопрос в том, что у нас Дальнем Востоке проживает мало людей, емкость рынка небольшая, если пробовать дополнительно развивать производство – так мы столько не потребляем. А везти в западную часть России – это естественно, удорожание, в связи транспортно-логистическими расходами, такой продукции будет сложно конкурировать на рынке, ведь там и так сконцентированы основные производства. Более половины сырьевой базы находится на Дальнем Востоке, поэтому необходимо обеспечить не только добычу ресурсов, но и их переработку с увеличением добавочной стоимости на нашей территории. Поэтому экспортно ориентированная модель развития для нас весьма привлекательна. Рядом, а азиатской части проживает половина населения мира, это перспективный рынок. Нужно смотреть, какие есть в наличии ресурсы, что мы можем производить и как эту продукцию продвигать на новые рынки. Но опять же, интеграция в единое экономическое пространство затруднена, так как перемещение товаров стоит порой дороже, чем их производство. Пропускная способность железной дороги ограничена и это в определенной степени сдерживает развитие внешнеэкономической тематики. Экспортный потенциал у края хороший, но нужны дополнительные меры, чтобы его успешно развивать.
Сегодня структура экспортных доходов края в основном складывается из поступлений от реализации рыбной, сельскохозяйственной продукции, продукции лесного комплекса – и по этим показателям мы достигли предельно возможных значений.
Необходимо искать новые товары, которые имеют экспортный потенциал – значит, нужно найти новые ниши, создать новые производства. А перед эти посмотреть, что мешает развитию подобных производств, какие им необходимы меры поддержки. В этом и заключается важность разработки новой экономической политики.
- Какие еще точки роста видите для бизнеса Хабаровского края?
- В соответствии со стратегией развития речного транспорта РФ, выделен приоритет развития Дальнего Востока и Сибири. Вот здесь тоже есть, над чем работать, куда стремиться. В этом контексте можно придать дополнительный импульс развитию нашего судостроения, транспортных речных перевозок, а также круизного туризма, ориентированного на китайский поток.
Есть потенциал для развития бизнеса в сфере аквакультуры, продукции из дикоросов – но для этого нам нужна малая авиация, я уже говорил об этом выше.
В прошлом году была встреча Губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с активом Хабаровского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ, с Президентом ОПОРЫ Александром Калининым. И мы предложили сделать центр развития малой авиации в Хабаровском крае, тем более соответствующая инфраструктура сохранилась (в районе, где был малый аэропорт).
И подобная идея созвучна повестке федерального центра – в Правительственной комиссии по транспорту при Президенте РФ неоднократно говорилось о необходимости реализации региональных программ по развитию малой авиации.
Ну и в целом, вопросы транспортной доступности всегда были актуальны для Дальнего Востока, и предприняв шаги в этом направлении, можно придать дополнительный импульс развитию экономики и бизнеса.
23.05.2025, 380 просмотров.