С 2025 года жалобу можно подать в упрощенном порядке ("Легкая жалоба")

С 01 января 2025 Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 140.1. «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке». О новом порядке поговорим с Натальей Махно начальником правового отдела № 2 УФНС России по Хабаровскому краю.
Сегодня жалоба находится в центре внимания налоговых органов не только как способ устранения противоречий между налогоплательщиками и государством, но и как основа нашей модернизации. Налоговой службой постоянно анализируются причины возникновения споров с целью снижения конфликтности.
По статистике, досудебный порядок обжалования является эффективным, так как 90% споров разрешаются на этом этапе, доля последующего судебного обжалования не превышает 10%.
Что касается формальной составляющей процедуры обжалования, то законодательство о налогах и сборах содержит подробное описание порядка и сроков обжалования ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Многие налогоплательщики являются опытными заявителями. Вместе с тем, всегда сохраняется процент возникновения технических ошибок на разных этапах обжалования, в том числе на этапе оформления и подачи жалобы в налоговый орган.
Учитывая высокую эффективность досудебного урегулирования налоговых споров, с 2025 года порядок обжалования будет упрощен. Соответствующие изменения уже приняты на законодательном уровне Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Изменения коснутся всех категорий жалоб, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - акцентировала Махно Н.Ю.
Жалобы могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе (то есть только по волеизьявлению налогоплательщика).
Так, по желанию налогоплательщика его жалоба может быть рассмотрена тем налоговым органом, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Введен так называемый «институт должностного лица», при котором правомерность решения или действий оценивается вышестоящим должностным лицом этого же органа (по аналогии с Федеральным законом № 210 – ФЗ).
Новый порядок подачи «легкой жалобы», как она называется в Службе, позволит налогоплательщику воспользоваться дополнительной инстанцией досудебной защиты, предоставляя возможность налоговому органу самостоятельно устранить допущенное им нарушение.
Смысл введения нормы: максимально быстрое разрешение спора с минимумом транзакционных издержек.
Что такое «Легкая жалоба»
НК РФ с 01.01.2025 дополнен статьей 140.1. «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке», в соответствии с которой:
1. Жалобы, направленные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Кодекса, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания на это в жалобе.
2. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
3. Жалоба, предусмотренная настоящей статьей, рассматривается налоговым органом в течение семи дней со дня ее получения.
4. По итогам рассмотрения жалобы в соответствии с настоящей статьей налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются :
1) принимает решение, предусмотренное подпунктами 2 - 5 пункта 3 статьи 140 НК РФ:
- отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
- отменяет решение налогового органа полностью или в части;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
- признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу;
2) принимает меры, предусмотренные пунктом 1 или пунктами 1 и 1.1 статьи 139 НК РФ:
устраняет нарушения прав лица, подавшего жалобу и сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу либо перенаправляет ее со всеми документами в вышестоящий налоговый орган.
То есть по результатам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке возможно только удовлетворение жалобы
В случае невозможности рассмотрения жалобы в установленный срок в упрощенном порядке, такая жалоба подлежит перенаправлению в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в порядке, предусмотренном главами 19 и 20 НК РФ.
Сроки рассмотрения «Легкой жалобы»
Срок рассмотрения жалобы в упрощенном порядке значительно сокращен, полный цикл составляет 7 рабочих дней, решение по жалобе направляется заявителю в электронном виде.
При этом срок рассмотрения жалобы в общеустановленном порядке вышестоящим налоговым органом составляет 15 рабочих дней с возможностью продления срока рассмотрения еще на 15 рабочих дней.
Таким образом, срок рассмотрения жалобы в упрощенном порядке законодательством значительно сокращен.
Тематики для обжалования
Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке возможно по следующим тематикам.
- · Камеральный и выездной контроль, контрольно-аналитическая деятельность:
- Требование о представлении документов
- Требование о представлении пояснений
- Вызов на допрос
- · По вопросам учета плательщиков, работы с плательщиками:
- Отказ в принятии налоговой декларации
- Налоговое уведомление
- Действия (бездействие) по постановке (снятию) с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика патентной системы налогообложения
- · По вопросам урегулирования задолженности:
- Несогласие с сальдо ЕНС в акте сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа
- Требование об уплате задолженности
- Сообщение об отказе в возврате (зачете) сумм налогов и сборов
- Уведомлением об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов
- Решение о взыскании задолженности
- · По иным направлениям:
- Приостановление операций по счетам в банках
- Отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки
- Неисполнение решения суда
- Иное
Автоматизация процесса подачи жалобы в упрощенном порядке
«Легкая жалоба» будет подаваться только в электронной форме через Личный кабинет ФЛ и ИП в разделе «Подача жалобы» и по ТКС – строго по утвержденной форме.
В ЛК будет обеспечено обязательное отражение всех возможных к обжалованию в упрощенном порядке документов.
Самыми важными реквизитами в жалобе являются дата и номер обжалуемого документа. Без указания этих реквизитов жалоба не может быть рассмотрена в упрощенном порядке – разъяснила Наталья Махно.
Автоматизация для налогоплательщика
При заполнении формы жалобы плательщик по каждому реквизиту получит возможность:
- выбора тематики жалобы из выпадающего списка;
- выбора решения, действия (бездействия), с которыми он не согласен, из выпадающего списка;
- приложения обжалуемого документа;
- описания проблемы, действий, нарушений;
- выбора заявителем конкретных требований.
Причины отказа в принятии «Легкой жалобы»
- нарушение установленного формата подачи жалобы;
- ненадлежащее подписание (отсутствует УКЭП или несоответствие ЭП УКЭП лица, подавшего жалобу);
- неуполномоченный представитель (направление документа без приложения информационного сообщения о представительстве).
Подводя итоги разговора. Цель внесенных изменений Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ направленны на совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия.
Преимущества рассмотрения жалобы в упрощенном порядке («легкая жалоба»):
- дополнительный механизм разрешения споров;
- добровольный выбор налогоплательщика;
- упрощение порядка подачи жалобы и сокращение сроков рассмотрения;
- исключение направления жалобы в ненадлежащий ТНО;
- исключение возможной ошибки при заполнении реквизитов обжалуемого документа;
- по результатам рассмотрения жалобы либо удовлетворение, либо перенаправление в ВНО;
- отзыв жалобы, поданной в упрощенном порядке, не препятствует рассмотрению жалобы в обычном порядке.
16.01.2025, 411 просмотров.