Сохраняя оптимизм

Отрасль пассажирских автомобильных перевозок – одна из самых сложных, с точки зрения ведения бизнеса, поскольку постоянно приходится искать баланс между интересами бизнеса и социальной составляющей.

Елена Шадуя, работая в этой сфере с 2001 года, знает об этом не понаслышке. Мы попросили ее рассказать, что происходит на этом рынке, как меняются условия работы.

– Елена Владимировна, с каким настроением подходите к окончанию года?

– Наверное, все-таки тревожным. Когда вокруг столько изменений, понятно, что предпринимателям из-за неопределенности, в целом, становится сложнее работать. А если смотреть по нашей отрасли – она всегда была сложной, потому что пассажиров больше не становится (многие люди делают выбор в пользу личного транспорта), а те люди, которые пользуются общественным транспортом – их покупательная способность невелика и мы постоянно находимся в поиске хрупкого баланса: с одной стороны, покрыть свои расходы, которые постоянно растут – ГСМ, запчасти, обновление парка, с другой, стараться держать цену, поскольку пассажирские перевозки – это остросоциальная тема и любое повышение стоимости вызывает негативную реакцию в обществе. Тем более, что в последнее время на отрасль надвигается государственная монополия, что, мягко говоря, делает неравными условия для ведения бизнеса в этой сфере. В то же время в сферах здравоохранения и образования предпринимательству наоборот дают развиваться, потому что частная собственность доказала свою эффективность.

Каждый вложенный рубль дорог предприятию в буквальном смысле. Очень актуальна поддержка по вопросу обновления парка машин. «ОПОРОЙ РОССИИ», куда я вхожу (участвую в работе Федерального комитета по транспорту), в адрес заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко было направлено письмо с просьбой поддержать инициативу Минтранса РФ о выделении дополнительных 44 млрд руб. из Фонда национального благосостояния для дополнительной поддержки обновления общественного транспорта в рамках программы «Безопасные качественные дороги» и поддержать установление дополнительных требований к заявкам субъектов РФ, предусматривающих предоставление транспорта в льготный лизинг для субъектов МСП (не менее 25%). Очень важно, чтобы предприятия МСП тоже могли обновлять парк по программе «Безопасные качественные дороги», поскольку сегодня на практике, в основном, эти бюджетные средства направляются на поддержку государственных и муниципальных перевозчиков, а частные компании, прежде всего из сектора МСП, не имеют возможности обновлять парк по этой программе.

В первом квартале 2023 года в рамках проведения совместного Президиума «ОПОРЫ РОССИИ» состоится встреча с Министром транспорта РФ и его заместителями, где этот вопрос будет вынесен на обсуждение Федерального комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту.

Но мы работаем. Есть и положительные моменты. Например, в этом году мы смогли подтвердиться на большой, сложный лот из четырех маршрутов. Непростая была история, в прошлом году не смогли подтвердиться на этот лот – приобрели новую технику, оборудовали ее газовым оборудованием, но не успели к нужному сроку получить документы в ГИБДД, о том, что было установлено газовое оборудование. В этом году (в апреле) выиграли конкурс на этот лот на пять лет. Но лот непростой. В сравнении с первоначальным вариантом он значительно изменился – из него убрали часть доходных маршрутов, заменив их нерентабельными, например, есть маршруты, где пассажиропоток за день составляет 50–60 человек. А затраты меньше не становятся: автобус даже с таким низким пассажиропотоком также нужно заправлять топливом, водителю платить зарплату, плюс машины то у нас все в лизинге, это серьезные денежные обязательства.

Все-таки мне кажется, что заведомо убыточные маршруты должны как-то дотироваться государством.

– Несмотря на сложности, Вы постоянно обновляете парк?

– Да, стараемся. Обновляться мы начали примерно с 2015 года, когда многие перевозчики еще не стали этим массово заниматься. В плане обновления есть, кстати, положительные законодательные подвижки. Администрацией Хабаровска было выпущено постановление, согласно которому до 2026 года все перевозчики должны обновить парк своей техники. Я считаю, это хорошее, взвешенное решение, поскольку это в целом хорошо для отрасли, что техника будет работать новая и не будет так, что один перевозчик обновляется, платит внушительные платежи по лизингу, а другой ездит на старой, разваливающейся технике. Срок установлен разумный, думаю, за такой период вполне реально сделать обновление. У нас такие планы тоже есть. Сейчас, в связи с курсом иностранных валют, достаточно выгодно приобретение техники у китайских производителей, мы тоже рассматриваем подобные варианты.

– Сейчас говорят о проекте организации сборочного производства Volgabus на территории края. Вы готовы рассмотреть приобретение техники этого производителя?

– Говорить конкретно можно будет тогда, когда это будет реализовано, когда будут ценовые предложения. Если соотношение цены – качества будет адекватным, почему нет? На что бы я сразу хотела обратить внимание, очень важно, как будут обстоять дела с поставкой запчастей, техобслуживанием. Например, Пазики, которые мы приобрели, мы научились обслуживать и ремонтировать сами, потому что сервисного обслуживания попросту нет. У нас, кстати, таким образом появилось новое направление деятельности – мы и технику других компаний ремонтируем.

– Оказывает ли Ваше предприятие помощь в связи с частичной мобилизацией?

– Да, мы посчитали важным участвовать в этих процессах. Организовали закупку определенных вещей, которые могут понадобиться мобилизованным.

Знаю, что и многие наши коллеги по отрасли тоже оказывают помощь. Кто-то также помогает закупать необходимое, кто-то помогает своими услугами (например, когда нужно было перевозить людей на полигоны) или автомобильной техникой. Мы тоже предложили в оперативное пользование один из наших автобусов, который обслуживал городской маршрут. Думаю, каждый предприниматель может оказать какую-то посильную помощь.

19.12.2022, 1128 просмотров.










Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.000.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00