Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Николай Брусникин: «Инвествозможности Хабаровского края практически безграничны»

Николай Брусникин: «Инвествозможности Хабаровского края практически безграничны»

8 октября законопроект о территориях опережающего развития, дающий исключительную благоприятную среду для привлечения бизнеса на Дальний Восток, похоже, вышел на финишную прямую. Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила проект Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации».

Также комиссия одобрила проекты поправок в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты в связи с принятием закона о территориях опережающего развития.

Правительство Хабаровского края выступило одним из активных сторонников законопроекта.

О том, какое влияние данный законопроект окажет на инвесторов и региональный бизнес, как идет реализация инвестпроектов в крае, нам рассказал Николай Брусникин, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики.

– Николай Юрьевич, насколько сегодня Хабаровский край привлекателен для инвесторов?

– Инвествозможности края практически безграничны. Этот тезис очевиден и для населения, и для властей, и, надо думать, для потенциальных инвесторов. Другое дело, что еще не все направления возможных инвестиций понятны. И в этом контексте основная задача правительства края в лице возглавляемого мною блока заключается в том, чтобы не просто глобально показать промышленный, интеллектуальный, природно-климатический и сельскохозяйственный потенциал, а сделать инвестиции целевыми, точечными, с заданными приоритетами, с четким механизмом возврата и всем тем набором мер, который сделает их системными.

– Объем инвестиций в экономику края стабильно растет, это хорошо видно из динамики основных показателей социально-экономического развития. А кто более активен в этом плане – внешние или внутренние инвесторы?

– На сегодняшний день лидируют внутренние инвесторы. Они в основном проявляются по направлениям, которые интересны для вертикально интегрированных структур. В первую очередь это проекты, направленные на добычу природных ресурсов.

Внешние же инвестиции в большей мере направлены в сферу глубокой переработки природных ресурсов, в сферу услуг.

– Какими льготами, преференциями сегодня пользуются инвесторы, реализующие свои проекты на территории края?

– Прежде всего, они имеют возможности использовать набор льгот и преимуществ, определенных краевым законодательством. Это льготы по налогу на имущество, преференции по налогу на прибыль в той части, которая идет в краевой бюджет. Также это ряд дополнительных льгот, набор которых определяется в зависимости от вида деятельности. В социальной сфере их объем больше, поскольку понятно, что в эту сферу наиболее важно привлекать внешнее финансирование. Также ряд инвесторов имеют возможность получить гарантии от краевого бюджета перед крупными банковскими учреждениями.

Сегодня взаимодействие между инвесторами и органами краевой власти – это уже сложившаяся система.

Проблема заключается в использовании потенциала льгот, определенных федеральным законодательством. И, к сожалению, практика функционирования Совгаванской портовой особой экономической зоны показала, что ни одно предприятие, реально вкладывающее средства в развитие, пока что прав на льготы не получило, несмотря на массу приложенных нами усилий.

– Что сдерживает приток инвестиций в регион?

– Тенденция к росту инвестиций очевидна, но мы констатируем некоторого рода перекосы, которые не формируют целостной картины и не позволяют использовать в полной мере инвестиционный потенциал Хабаровского края.

Важно понимать, что мы находимся в реальной конкурентной среде, где между регионами существует серьезная конкуренция за инвестора. И поэтому мелочей здесь быть не может.

Однозначно нужно работать над развитием гостиничной, транспортной инфраструктуры. Например, можно было бы использовать московский опыт: в свое время там была принята программа развития отелей, которая подразумевала, помимо всего прочего, выделение земельных участков с территориальным планированием, привязанным к ж/д станциям, развитие аэроэкспрессов, строительство транспортных развязок и т.д. Это, конечно, вопрос не одного года. Считаю, что гостиничное хозяйство – это еще и мощнейшее направление будущих инвестиций. Много ли у нас в городе, крае гостиниц, которые имеют в своем составе те же бизнес-центры?

Есть еще одна грань, связанная с тем, что сегодня необходима концентрация инвестиционного взаимодействия органов управления города и края. И краевая власть, и администрация города заинтересованы в повышении инвестиционной привлекательности территории, но хотелось бы, чтобы наши действия были более согласованными.

– Что ждете от принятия закона о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)?

– При всем том, что мы крайне заинтересованно относимся к принятию этого закона, в то же время нас несколько тревожат некие заложенные в нем центристские тенденции.

Мы уже на ПОЭЗ «Совгавань» прошли всю проблематику удаленного управления. Так вот в законопроекте заложена норма о том, что управление этими территориями (земельно-имущественными и производственно-социальными агломерациями) будет происходить специально созданными управляющими компаниями из центра.

Важно, чтобы был сохранен баланс между централизованной системой управления и раскрытием инициативы на местах.

– В настоящее время уже определены примерные площадки, на которых будут реализовываться инвестпроекты в рамках указанного законопроекта?

– Совместно с Минвостокразвития было отобрано три таких площадки – это территория около Хабаровска, условно называем ее «Ракитное», а также площадки с привязкой к г. Комсомольску-на-Амуре и к Советской Гавани.

Начиная точечное проектирование территорий опережающего развития, одновременно уже думаем о возможности расширения на север и на запад. Потому что, охватывая изначально три территории, важно иметь устойчивую сеть центров развития края.

Наиболее проработана сейчас ТОСЭР «Ракитное». Кстати, на проведенном в конце сентября выездном совещании стало понятно, что границы ТОСЭР «Ракитное» должны кардинально измениться. Не отказываясь от новых, пока еще пустых площадок, ТОСЭР должна вобрать в себя уже действующие центры активности, нацеленные на дальнейшее развитие. Иначе будет странно, что предприятия, расположенные рядом и уже находящиеся в процессе реализации инвестпроектов («Техно-Николь», «ДорХан», «ТОРЭКС»), не будут пользоваться льготами, а у новых предприятий такая возможность будет.

Есть еще ряд моментов. ТОСЭР «Ракитное», с проходящей по границам высокоскоростной дорогой «Восточного обхода», должна иметь технологические и экономические взаимосвязи с аэропортом, с планом развития аэропорта Новый. Но в то же время она должна иметь взаимосвязи и с транспортной магистралью на остров Большой Уссурийский.

«Ракитное» также ценно тем, что там есть железнодорожный узел и имеются планы по созданию мощного контейнерно-перегрузочного терминала.

Также, если мы проектируем «Ракитное» как мощный производственный и перерабатывающий узел, то появляется необходимость в создании логистических центров, складов, удобных съездов. То есть стоит задача усилить и транзитную составляющую ТОСЭР. Это может быть даже не одна единая, а две территории, связанные экономическим и технологическим взаимодействием.

Конечно, площадки выбирались не стихийно, у каждой есть своя специализация. Например, ТОСЭР в Комсомольске-н-Амуре будет ориентирована на привлечение компаний, заинтересованных в развитии производственной кооперации с КнААЗ им. Гагарина, с АСЗ и теми, кто является частью кооперационной технологической цепочки. Сейчас обсуждается вопрос привлечения в Комсомольск-на-Амуре предприятия, занимающегося производством самолетов малой авиации. Здесь тоже возможны элементы совместного инжиниринга с КнААЗом.

В идеале на базе комсомольского ТОСЭРа планируется создать комплекс Дальавиакосмоса, с возможностями строительства элементов космических кораблей. Космодром находится от нас относительно недалеко.

Что касается Совгавани, это пока наименее проработанная площадка в силу того, что основной упор делается на реализацию идеологии ПОЭЗ. Если продвинемся в реализации ПОЭЗ, то нам станет понятнее, как развивать ТОСЭР.

С точки зрения отраслей приоритет в развитии будет отдан рыбопереработке и тем производствам, которые смогут обеспечить обратный грузопоток внутрь страны, производствам, ориентированным на импортозамещение.

– В соответствии с вышеуказанным законопроектом инфраструктура ТОСЭРов должна быть построена за государственный счет. Уже оценивались объемы, требуемые суммы?

– Это одно из слабых мест «Ракитного». И это предмет нашей работы на ближайшее время. Во-первых, само село Ракитное не попадает в ТОСЭР. И, получается, формируя площадку, насыщенную технологическими, производственными элементами, мы пока что не видим той самой социальной инфраструктуры, потребность в которой, безусловно, велика.

По опыту уже реализуемых проектов серьезному производственному предприятию требуются, как правило, сотни сотрудников. Естественно, чтобы не тратить время и средства на доставку персонала, нужно создавать условия для жизни, работы, отдыха здесь, на месте.

Очевидно, что необходим строительный техникум, поскольку на территории будет выражена строительная составляющая, понадобится жилье для студентов, преподавателей.

Опять же просматривается несколько проблем. Первая: как в рамках ТОСЭРа увязать промышленную площадку с социальной, как градостроительно вписать промышленную площадку?

Второй момент – это некоторое стремление нагрузить бизнес не свойственными ему затратами, что сейчас имеет место. Ведь идеология ТОСЭР заключается в том, что если бизнес инвестирует в создание новых рабочих мест и в производство, то решение набора социальных, инфраструктурных вопросов государство берет на себя.

– Николай Юрьевич, в итоге каких эффектов ожидаете от реализации закона о ТОСЭР?

– В Хабаровском крае мы больше ориентируемся на синергию с уже действующими предприятиями. И, конечно, очень рассчитываем, что это будет способствовать развитию социальной инфраструктуры прилегающих территорий.

Возьмем, к примеру, ТОСЭР «Советская Гавань». Некоторые скептики высказывают сомнения: а не будет ли некого смешения с ПОЭЗ? Но, согласитесь, ПОЭЗ – это все-таки транспортная инфраструктура. ТОСЭР же будет формировать обратный грузопоток. Это даст толчок развитию социальной инфраструктуры в Совгавани, Ванино. Тут как нельзя кстати строящаяся Совгаванская ТЭЦ с ее мощностями «на вырост». То же касается линий электропередачи, развития железной дороги. То есть будет не смешение, а взаимодополнение, синергия.

Повторю, чтобы акцентировать: инвестиционная привлекательность Хабаровского края безгранична. И наша задача не просто показать глобальный интеллектуальный, промышленный, природно-климатический потенциал, а создать такой набор мер, которые сделают край действительно интересным для многомиллиардных вложений и развития.

Анастасия Баранова

17.10.2014, 8136 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00