Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края КАК МЫ БУДЕМ БОГАТЕТЬ, или Синергия земли дальневосточной

КАК МЫ БУДЕМ БОГАТЕТЬ, или Синергия земли дальневосточной

Когда губернатор Вячеслав Шпорт подписал распоряжение об учреждении министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, многие задались вопросом: зачем? Оказалось, того требует краевая инвестиционная стратегия, рассчитанная до 2020 года.

О том, на каких принципах будет строиться работа нового ведомства, мы беседуем с министром инвестиционной и земельно-имущественной политики края Юрием Чайкой.

– Юрий Афанасьевич, расскажите подробнее о структуре нового министерства. Какова цель его создания?

– Цель создания министерства – координация всех инвестиционных процессов в крае. Усиление работы по привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры и включению инвестиционных проектов в действующие федеральные целевые и государственные программы.

В министерстве четыре структурных блока. Инвестиционно-инновационный блок – преемник комитета по инвестициям и инновационному развитию – состоит из управлений по инновационному развитию, по работе с инвестиционными проектами, подготовке инвестиционных площадок и комплексным проектам. Это ТОСЭРы, портовая особая экономическая зона, Большой Уссурийский остров.

Огромная работа ведется с инвесторами всех площадок и территорий. Для нас важны все инвесторы – предприниматели, готовые вкладывать свои средства в территорию края.

Не менее важна работа с инновационным бизнесом. Впервые в крае по нашей инициативе в Комсомольске-на-Амуре прошла питч-сессия (по-русски говоря, представление) инновационных стартап-проектов для представителей фонда «Сколково». Это шаг к масштабному сотрудничеству Хабаровского края с фондом.

Мероприятие проводилось с целью презентации серьезного инновационного потенциала, которым обладает город Юности, в частности технический университет и действующий при КнАГТУ технопарк. Уверен, что «Сколково» поможет ребятам зарабатывать деньги.

Кстати, мероприятие прошло в рамках выездного заседания общественного совета при комитете по инвестициям и инновационному развитию Хабаровского края. Участники получили уникальную информацию, побывали на градообразующих предприятиях Комсомольска-на-Амуре, многие – впервые.

Второй министерский блок направлен на корпоративное и антикризисное управление краевыми предприятиями, работа которых не всегда эффективна. Направление новое, тяжелое, но важное. Мы хотим поднять корпоративное управление на совершенно другой уровень за счет внедрения новых стандартов управления.

 

– Каких, например?

– Известно, что уровень технологий, состояние организации производства, организация управления предприятием – это те «киты», на которых базируется работа любого предприятия. И влияние этих внутренних факторов зачастую сильнее всех предпринимаемых извне мероприятий, к примеру инвестиций, заказов.

 

– Ваше министерство целиком поглотило бывшее министерство имущественных отношений?

– И еще «приобрело» специалистов из министерства сельского хозяйства. Фактически в новом министерстве сконцентрированы земельно-имущественные полномочия. Большой блок отвечает за все краевое имущество и землю, в том числе не связанные с инвестиционной деятельностью. Достаточно сказать, что только при передаче на субъект полномочий муниципалитетов по оказанию медицинской помощи на баланс края перешел огромный имущественный комплекс районных, участковых больниц с оборудованием, землями и т.п.

Однако основным направлением работы министерства должна стать земля для инвесторов. В нашем ведении будут все краевые земли, включая сельскохозяйственные угодья. И главная задача заключена в том, чтобы решать земельные вопросы в понятном и прозрачном формате.

Для этого создается геоинформационный портал, который поможет нашим потенциальным инвесторам определиться с выбором площадки. Портал предполагается сделать мультиязычным. Не только на русском и английском языках, но и в перспективе на китайском, корейском и японском.

Уже запущена пилотная версия интерактивной карты инвестиционных площадок на сайте Агентства инвестиций и развития Хабаровского края: www.khabkrai-invest.ru.

В тестовом режиме работает универсальная земельная карта www.map.khv.gov.ru.

 

– Первого марта вступили в силу изменения в 171-й Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Что это дает?

– Изменения, прямо скажем, революционные. Многое упрощается, много дается прав регионам для предоставления земли инвесторам. Это огромный плюс к нашей работе. Рассчитываем на значительное сокращение сроков предоставления земли для инвесторов. Но вопрос непростой, тем более в Хабаровске, где, помимо земли, необходима соответствующая инфраструктура.

Мы не должны концентрироваться только на земле в Хабаровске – край большой. Например, в Комсомольске-на-Амуре под строительство бизнес-инкубатора землю получили месяца за два. Так что надо разделять земли на «где хочу» (тут долго. – Авт.) и «где готово» (тут быстро. – Авт.).

И четвертый, не менее важный блок в министерстве – это аналитическая работа, результатом которой должна стать синергия (суммирующий эффект. – Авт.) от соединения первых трех блоков. Работаем на результат. Уже при формировании ТОСЭР мы увидели, насколько важно сосредоточить в одних руках землю, имущество и инвесторов.

 

– Юрий Афанасьевич, не дублирует ли работу вашего министерства Агентство инвестиций и развития Хабаровского края?

– Это совершенно самостоятельная некоммерческая организация, субсидируемая краем. Агентство является частью единой системы по работе с инвесторами в режиме «одного окна». У него нет тех прав, которые есть у министерства. Мы выделяем землю под проекты, координируем деятельность правительственных структур. Иными словами, сопровождаем инвестиционный проект.

Агентство занимается приемом всех заявок, в том числе и от нас. Упаковывает проекты по стандартным критериям – объемы, сроки и так далее. Оказывает широкий спектр консультационных услуг. У нас еще много инвестиционных инициатив, которые в дальнейшем требуется превратить в рабочие проекты.

 

– Как вписывается в краевую стратегию Дальневосточное агентство содействия инновациям?

– АНО ДАСИ создано в 2006 году. И надо сказать, за последние два года оно сильно выросло и перешло к реальным действиям. Назову лишь две программы: «Старт» и «Умник» по привлечению федеральных средств для малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере.

Они привлекли федеральные средства на развитие кластера авиа- и судостроения Хабаровского края. Третий год работает центр инжиниринга в Комсомольске-на-Амуре. Тоже их достижение. На базе этого агентства и будет создан консультационный центр фонда «Сколково». Их сайт www.dasi27.ru. В принципе, у каждого подразделения есть свои информационные порталы.

 

– Над какими проектами сегодня работает министерство?

– Пока нет ни одного проекта, который мы подняли бы с нуля. Но комитет по инвестициям успел подготовить «под ключ» заявки от резидентов под ТОСЭРы. Это более двадцати новых инвестиционных проектов.

Изначально это были три площадки: в Совгавани, Комсомольске и в Хабаровске – в районе села Ракитного. Если бы мы не успели с их подготовкой, то не было бы сейчас и ТОСЭРов. Работали достаточно напряженно. Сейчас идет согласование технических условий на магистральные сети. Ждем, когда для ТОСЭРов утвердят границы. Будем продолжать работу с резидентами. Так что «за кадром» идет очень большая работа.

 

– Кто из инвесторов уже готов работать в ТОСЭРах?

– Хабаровская компания «Невада», занимающаяся строительством перерабатывающих комплексов. ООО «Торэкс» планирует построить в Хабаровске небольшое металлургическое предприятие с миллиардными инвестициями. Могу назвать ООО «Трест Запсибгидрострой», предприятия «ТехноНиколь» и «Дорхан», завоевывающие новые позиции в строительной отрасли края, ряд агропромышленных предприятий и другие.

Минвостокразвития нашло для нас первого иностранного инвестора. Сингапурское предприятие Bitumina планирует строить в Хабаровске высокотехнологичный завод по производству составов и изделий на основе битума. В том числе для дорожных покрытий, строительства железных дорог, гидроизоляции мостов и сооружений, а также по производству влагоизоляционных и кровельных материалов. Сумма инвестиций в строительство завода составит 50 млн долларов США.

 

– Значит, в Хабаровском крае пока будет только два ТОСЭРа?

– В Комсомольске и Хабаровске. Третий ТОСЭР на Дальнем Востоке – площадка «Надеждинская» в Приморье. В этом году на создание инфраструктуры для трех дальневосточных ТОСЭРов и поддержку инвестпроектов предусмотрено бюджетное финансирование в объеме 6,3 млрд рублей и до 2018 года – около 40 млрд. В том числе на ТОСЭР в Комсомольске более миллиарда и ТОСЭР в Хабаровске – около 3 млрд рублей. При этом объем заявленных частных инвестиций составляет более 50 млрд руб.

В Комсомольске-на-Амуре авиационный завод формирует спрос на комплектующие для своего производства и передает на аутсорсинг сторонним предприятиям. Расчетные производственные объемы, которые можно будет передать будущим резидентам ТОСЭРа, впечатляют. В частности, механообработка около трех тысяч единиц деталей для гражданской авиации. Потенциальный инвестор – группа компаний «Энергия» – давний партнер Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода.

 

– Когда начнется строительство?

– К концу этого года. Как видите, времени на раскачку мало. Минвостокразвития создает федеральную управляющую компанию, которая возьмет на себя основную часть работы по созданию ТОСЭР.

 

– Юрий Афанасьевич, что-то сдвинулось в работе над ПОЭЗ?

– Важное решение по этому вопросу принято в Правительстве Российской Федерации 25 декабря 2014 года. Управление ПОЭЗами передали на региональный уровень. У нас в границу портовой особой экономической зоны входят два земельных участка площадью 290 га.

На мысе Мария есть два потенциальных резидента – порт Советская Гавань с объемом инвестиций 4,9 млрд руб. и проектом железорудного терминала мощностью 7,1 млн т в год. И вторым резидентом является ОАО «Росагроснаб» с объемом инвестиций 1,9 млрд руб., который планирует построить зерновой терминал мощностью 2,5 млн т в год и контейнерный терминал мощностью 0,4 млн TEU в год. На мысе Муравьева пока резидентов нет.

Появился интерес инвесторов к созданию рыбоперерабатывающего кластера, для чего необходимо расширить площадь территории ПОЭЗ в поселке Лососина и профинансировать ряд объектов.

Следующая задача – расширить выход на Ванинский куст, где реализуются крупные инвестиционные проекты. Там требуется серьезная государственная поддержка для снятия инфраструктурных ограничений. РЖД синхронизирует свои планы с инвесторами по увеличению пропускной способности железной дороги.

 

– Каковы планы на текущий год?

– На 2015 год Минвостокразвития разработало механизм поддержки крупных инвесторов. Условия такие: государство участвует в создании инфраструктуры, инвестор реализует свой проект, выполняя ряд социальных и бюджетных обязательств. На Дальнем Востоке всего шесть инвестиционных проектов утверждены «сверху». Из них два – в Хабаровском крае. И это уже большое достижение.

Компания «Сахатранс» строит угольный терминал в Ванинском порту. ОАО «Ургалуголь» в Чегдомыне разрабатывает угольное месторождение и запускает обогатительную фабрику.

Так что работы для нового министерства очень много. Предлагаю подвести предварительные итоги к концу этого года.

Светлана Николаева,

фото автора, Валерия Спидлена

02.04.2015, 5378 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00