Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Комсомольск-на-Амуре: как все начиналось

Комсомольск-на-Амуре: как все начиналось

На рубеже 1920–1930-х годов в стране начался новый этап модернизации, целью которой было обеспечить технологический прорыв во всех областях экономики в кратчайшие сроки. На XVI съезде ВКП (б) была окончательно утверждена политика форсированной индустриализации страны.

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.

В январе 1932 года в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дземги авиационного завода.

В 1932 году ЦК ВЛКСМ объявил мобилизацию комсомольцев на строительство особо важных промышленных оборонных объектов, в том числе судостроительного завода в районе с. Пермское-на-Амуре.

Практически все крупные города европейской части страны отправляли своих представителей на строительство будущего центра индустриализации Дальнего Востока.

10 мая 1932 года у села Пермского пришвартовались пароходы «Колумб», «Коминтерн» и баржа «Клара Цеткин». На них прибыли первые строители города.

31 мая 1932 года на пароходе «Капитан Карпенко» прибыл отряд комсомольцев – строителей авиационного завода.

Начало строительства города было связано с большими трудностями. Сооружение крупных предприятий начали с расчисток строительных площадок. Ударный труд первостроителей был сопряжен с тяжелыми условиями жизни: отсутствие дорог, материальной базы, жилья, продовольствия.

Несмотря на это, строительство шло ударными темпами. Уже 12 июня 1933 года была произведена закладка судостроительного завода. Он стал первым судостроительным предприятием, построенным в нашей стране до Великой Отечественной войны. С 1 июля 1936 года завод включен в число действующих предприятий судостроительной промышленности СССР. 25 мая 1935 года была заложена первая дизельная торпедная подводная лодка XI серии Л-11, которая через год, 12 июня 1935 года, была спущена на воду.

18 июля 1934 года состоялась закладка первого камня в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода. И уже через два года, 1 мая 1936-го, в его цехах был построен первый самолет – разведчик-бомбардировщик Р-6 конструкции А.Н. Туполева.

В 1935 году был заложен металлургический завод «Амурсталь».

Население города с середины 1930-х годов интенсивно росло. К 1941 году в нем проживало более 100 тыс. человек.

Когда началась Великая Отечественная война, Комсомольск-на-Амуре был совсем еще молодым городом, но вклад его в Победу неоценим.

В годы войны свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронтах, среди них 18 человек удостоены звания Героев Советского Союза. С полей сражений не вернулись более 5 тыс. бойцов.

Комсомольск-на-Амуре по праву можно называть городом героев трудового фронта. 28 тыс. горожан были награждены Родиной орденами и медалями за доблестный труд в тылу.

Амурский судостроительный завода для нужд фронта изготовил более 46 тыс. фугасных авиабомб и более 12 тыс. осколочных, 7500 головок фугасных авиабомб, более 161 тыс. артиллерийских снарядов, 3400 казенников для минометов и более 6 тыс. опорных плит для них. Несмотря на военные трудности, со стапелей сходили крейсера, большие охотники за подводными лодками, эсминцы, сторожевые и паромные корабли. В 1945 году за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны и проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Самолеты Ил-4, которые выпускал авиастроительный завод, составили основу авиации дальнего действия и значительную часть бомбардировочной авиации военно-морского флота. Всего комсомольские авиастроители поставили фронту 2757 самолетов. 15 февраля 1942 года выпущена первая плавка объемом 90 тонн стали в мартеновском цехе единственного на Дальнем Востоке металлургического завода «Амурсталь».

   Также в военные годы в Комсомольске-на-Амуре вступил в строй аккумуляторный завод, выпускавший автомобильные, танковые батареи, морскую батарею для подводных лодок. Летом 1942 года первую продукцию для фронта дал завод «Амурлитмаш». А в конце этого же года был запущен нефтеперерабатывающий завод.

Развитие города продолжалось и в послевоенные годы. На предприятиях осваивалось новое, современное оборудование. Со стапелей судостроительного завода уходили в большое плавание новейшие корабли и подводные лодки. Авиастроители выпускали уникальные образцы авиационной техники. Один за другим возводились новые предприятия. Строились дома, школы, дворцы культуры, больницы и стадионы.

Конец 1940-х годов характеризуется активизацией кирпичного строительства. В это время было возведено основное количество интересных с архитектурно-художественной и градостроительной точки зрения зданий и комплексов, уплотняющих и завершающих застройку кварталов центра. Интенсивно проводилась застройка главных и второстепенных улиц, площадей. Основная масса проектов жилых домов города выполнялась архитекторами Ленинградского отделения «Горстройпроекта». Больше внимания стали уделять озеленению города.

В 60-е годы в городе был сделан значительный прорыв в решении жилищного вопроса благодаря строительству т.н. хрущевок. Темпы строительства жилья значительно возросли. В 1967 году был утвержден генеральный план города, разработанный ЛенНИИПГрадостроительства.

В 1970-е годы облик города вновь стал меняться благодаря возведению 9–10-этажных домов. В городе велось большое строительство и социально-культурных учреждений.

В 1980-е годы в Комсомольске-на-Амуре велось интенсивное строительство, как промышленное, так и гражданское. Модернизировались градообразующие предприятия, шло строительство новых. Ежегодно вводилось в строй 250–300 тыс. кв. м жилья, 1–2 школы, 3–4 детских сада, благоустраивались улицы, строились очистные сооружения, сети теплоснабжения, водопровода, канализации. В 1987 году был утвержден новый генеральный план.

Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленные первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 года Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.

А 9 июня 1982 года Президиум Верховного Совета СССР за большие заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве и за успехи, достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры, наградил город Комсомольск-на-Амуре орденом Октябрьской Революции.

С началом рыночных реформ город оказался в сложном социально-экономическом положении. Новые времена потребовали современных подходов к развитию промышленного комплекса. В этих непростых условиях комсомольчане сохранили уникальный промышленный потенциал города.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре – лидер экономической жизни на Дальнем Востоке, один из самых динамично развивающихся индустриальных центров, промышленная и инженерная столица востока России. Это город с многоотраслевой экономикой, где лидирующие позиции занимает машиностроение. На предприятиях Комсомольска выпускают продукцию самого высокого класса – гражданские и военные самолеты, боевые гражданские корабли, выплавляют сталь, выпускают нефтепродукты.

30.05.2017, 8220 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00